Законы управления

 

В управлении производством имеет место система общественных отношений, носящих как базисный, так и надстроечный характер. Эти отношения подчиняются соответствующим законам. За­коны развития производства — это наиболее существенные, устойчивые объективные взаимозависимости и связи в явлениях и процессах произ­водства. Управление производством основывается на системе законов, которая включает:

- экономические законы;

- законы развития техники, технологии и научного знания о них;

- законы кибернетики и системотехники;

- законы развития общества и собственно законы управления об­щественным производством.

Эти законы действуют не изолированно, а все вместе, одновременно и взаимообусловленно. Поэтому реализация требований законов в меха­низме управления предполагает, во-первых, учет действий не одного ка­кого-то закона, а всей их системы, а во-вторых, такую организацию де­ятельности людей, при которой действие законов помогает им наиболее эффективно достигать поставленных целей. Существуют две стадии в познании законов. Эмпирическая, при которой раскрывается связь явле­ний без познания их внутренней сущности и обусловленности. Научная стадия основана на познании сущности явлений, их глубинных сторон и зависимостей, разграничении сущности и форм проявления с установ­лением их связей, определении количественной характеристики явлений и выяснении механизма действия законов как системы.

К сожалению, приходится констатировать, что отечественная наука находится на эмпирической (первой) ступени познания законов развития производства. Что касается законов управления, то они не сформулиро­ваны вообще.

Для примера назовем лишь некоторые законы управления, сформу­лированные современными учеными-управленцами:

- закон специализации управления;

- закон интеграции управления;

- закон необходимой и достаточной централизации управления;

- закон демократизации управления;

- закон времени — закон управления временем;

- закон единства политических и экономических основ управлен­ческих решений;

- закон плановой основы управления производством и т. п.

Анализ названных законов показывает, что они являются скорее всего принципами или правилами построения системы управления, а не зако­нами. В их определении отсутствуют требования даже эмпирической ста­дии познания, когда должны быть вскрыты причинно-следственные связи между явлениями в управлении производством.

Даже те немногочисленные исследования в области теории и практи­ки управления, которые проводились в республике, в настоящее время из-за дефицита средств свернуты. Теоретическая непроработанность ре­форм вряд ли может привести к их успеху.

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.