Типы управления предприятием

 

Принято различать два типа управления:

- базирующееся на принципах централизованного планирования;

- основанное на рыночных механизма регулирования.

Каждый тип управления имеет свою концентрацию.

Конечно, оба типа управления имеют общие начала, не зависящие от типа экономической системы, в которых они совершаются, и обуслов­ленные законами, закономерностями и принципами системотехники. Тем не менее содержание процесса управления в различных концепциях трактуется по-разному. Сущность концепции, базирующейся на прин­ципах централизованного планирования, чаще всего сводится к це­ленаправленному воздействию на отдельного человека, коллектив и производства Планирование из одной, пусть даже важнейшей функции превращается в цель и содержание процесса управления. Более того, в условиях иерархической и жестко централизованной системы управле­ния такая трактовка придавала функциям планирования и контроля ги­пертрофированную роль, дающую основание для усиления администри­рования во всей управленческой вертикали й укреплении исполнитель­ного характера управленческого труда. В силу этого другие функции, на­пример активизация и стимулирование, выражающиеся в широко дек­ларируемом участии трудящихся в управлении производством, превра­тились в формальность, имеющую сугубо идеологическое назначение.

В роли планирования как ключевого звена в системе функций отра­жались особенности социалистической системы управления, подчерки­вались ее отличия от капиталистического менеджмента и преимущества перед ним. В то же время в системе централизованно устанавливаемых на основе единого плана целей, жестко распределяемых ресурсов и еди­ной политики развития всего хозяйства не было необходимости разви­вать функции, связанные с изучением рынка и спроса. Это приводило к ориентации производства не на потребителя, а исключительно на план. В этой связи уместно сказать, что наша промышленность оказалась в тяжелом положении не потому, что были разорваны установленные пла­ном хозяйственные связи, а потому, что эти связи были неэффективными, что в конечном счете и привело к их разрыву. Следовательно, надежда на восстановление прежних хозяйственных связей — не больше, чем иллюзия. Их нужно не восстанавливать, а проектировать заново на новой, рыночной основе. Ключ к решению этой проблемы лежит в эффективном рыночном управлении — менеджменте.

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.