Система управления, ориентированная на рынок

 

Система управления, ориентированная на рынок, базируется на эк­страполяции прошлого в будущее и ее обязательными элементами явля­ются: прогнозирование будущих тенденций, формирование целей, раз­работка программ действий и планирование. Эта стратегия управления и адекватный ей тип систем управления в наибольшей мере соответству­ют потребностям предприятий, работающих в условиях простых и по­вторяющихся задач при стабильной структуре спроса и конкуренции, а также при использовании рассчитанных на длительное применение тех­нологий. Рассмотренные принципы получили наиболее полное от­ражение в бюрократической структуре управления, которая осно­вывалась на следующих положениях:

- четкое разделение труда в управлении, требующее использования квалифицированных специалистов на каждой должности;

- иерархичность, означающая, что каждый нижестоящий уровень управления подчиняется вышестоящему и контролируется им;

- наличие формальных правил, норм и процедур, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязаннос­тей;

- формальная обеспеченность, проявляющаяся при выполнении ра­ботниками аппарата управления своих функций;

- соответствие претендентов квалификационным требованиям к данной должности при найме на работу.

Бюрократическая структура управления наиболее эффективной ока­залась в крупных фирмах, для которых характерны прежде всего власть наемных профессиональных менеджеров и администраторов, всесторон­ний контроль и акцент на рациональность. Однако такой подход к орга­низации управления имел крупный недостаток. По образному выраже­нию видного американского ученого К. Минцберга, "машинные бюрок­ратические системы, управляемые профессиональными менеджерами, предполагают превращение взаимодействующих людей в безликий кар­кас, лишенный человеческого свершения".

Второй этап развития рыночной концепции управления связы­вают с периодом возникновения информационных технологий и науко­емких отраслей. Его наиболее характерными чертами являются следую­щие:

- крупные структурные преобразования, выражающиеся в увеличе­нии удельного веса отраслей, непосредственно удовлетворяющих потребности людей, а также основанных на современных техно­логиях;

- повышение роли и значения работников преимущественно ум­ственного труда, рассматриваемого в качестве главного источника роста эффективности и прибыльности предприятий;

- распространение гибкого, немассового производства, удовлетво­ряющего специализированные запросы потребителей и базирую­щегося преимущественно на небольших и средних предприятиях;

- ориентация на небольшие по емкости рынки, их отдельные сег­менты и ниши.

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.