Реструктуризация предприятий

 

Анализ показывает, что в совокупности принятых решений по перес­тройке системы управления экономикой наиболее слабым и не прорабо­танным звеном является стратегия и тактика структурной перестройки экономики и ее основного звена — предприятия.

По сравнению с другими странами бывшего СССР результаты струк­турной перестройки народного хозяйства в Республике Беларусь, по мне­нию зарубежных наблюдателей, довольно скромные и неоднозначные. Создавшееся положение обусловлено, с одной стороны, темпами рефор­мирования экономики и стремлением правительства избежать социаль­ных конфликтов при проведении реформ, а с другой — наличием спорных моментов в понимании целей, задач, средств и методов рыночного ре­формирования, что неизбежно вызывает сопротивление реформам не­которой части населения.

Тем не менее темпы и характер реструктуризации в республике обус­ловлены целым рядом объективных факторов. В основе первой группы факторов лежит тип экономической системы, в которой были сформи­рованы реструктуризуемые предприятия. Известно, что плановая и ры­ночная экономика имеет принципиально различающиеся системы управ­ления: плановая — централизованную систему управления, основанную на едином народнохозяйственном плане, а рыночная — децентрализо­ванную систему управления, базирующуюся на предпринимательстве. В обоих типах экономики имеют место государственные и частные хозяй­ствующие субъекты. Особенности управления экономикой в переходный период состоят в том, что в условиях централизованного управления час­тные предприятия фактически становятся элементами единого народно­хозяйственного комплекса и соответственно объектами государственно­го управления. В то же время в условиях рыночного хозяйства даже го­сударственные предприятия могут принимать характер деятельности предпринимателя. Поэтому особенности изменений, происходящих на предприятиях в формах и методах хозяйствования, включая структурную политику, зависят прежде всего от окружающей экономической среды, специфики вводимых рыночных отношений. Например, темпы и харак­тер структурных преобразований на предприятиях во многом предопре­делены типом рынка, который может быть открытым, частично открытым или закрытым. Закрытый рынок сдерживает присоединение к междуна­родному разделению труда, привлечение иностранного капитала. При открытом рынке собственное производство быстро сворачивается под давлением иностранных, опытных в рыночном хозяйстве конкурентов, а собственный капитал может формироваться только в ограниченных размерах и с большим трудом. Это ведет одновременно к затяжным со­циальным и политическим напряжениям. Поэтому здесь очень важна регулирующая роль государства, которая проявляется в налоговой и таможенной политике, способствующей дифференцированному освоению рынка, внутренним и внешним инвестициям, возникно­вению собственного эффективного и конкурентоспособного капи­тала.

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.