Механизм адаптации предприятий к рыночным условиям хозяйствования

 

Одним из важнейших условий формирования социаль­но ориентированной рыночной экономики является преоб­разование отношений собственности посредством разгосу­дарствления и приватизации государственной собствен­ности.

В программе разгосударствления и приватизации го­сударственных объектов, находящихся в республикан­ской собственности, главная задача в области разгосудар­ствления и приватизации состоит в повышении эффек­тивности деятельности предприятий и других субъектов хозяйствования. Причиной реформирования государ­ственной собственности стал кризис в управлении госу­дарственными предприятиями, выражающийся в том, что правительства многих стран оказались не в состоянии управлять тысячами неэффективных предприятий, кото­рые могут существовать только за счет государственных дотаций из средств бюджета, т. е. за счет налоговых поступлений. Необходимость остановить рост дефицита государственного бюджета была вызвана прежде всего неудовлетворительными результатами производственно-­финансовой деятельности государственных предприятий, что и стало непосредственной причиной процесса прива­тизации как в развитых, так и в развивающихся странах.

К началу 90-х гг. в силу своей эффективности в предшес­твующие годы мировой процесс разгосударствления и приватизации приобрел весьма внушительные масшта­бы.

Классическим примером в этой области стала Великобритания, кото­рая пережила в 1980 г. тяжелый экономический кризис. Типичными для нее в этот период стали инфляция, падение производства, стремительный рост расходов и займов на поддержание убыточных государственных компаний. Проведенная правительством приватизация вывела экономи­чески несостоятельные предприятия и отрасли промышленности из-под государственного контроля и тем самым создала мощный импульс для их развития. Первая крупная приватизационная акция была проведена в 1984 г., когда правительство выпустило на рынок акции своей телеком­муникационной компании "Бритиш телеском". Она преследовала кон­кретную политическую цель — создать новый класс мелких держателей акций, который сделал бы ренационализацию весьма затруднитель­ным делом с политической точки зрения. Методы приватизации, наз­ванные за их результативность "экономическим чудом", использовались впоследствии в Швеции, Франции, Италии и позднее Венгрии, Польше, Словакии, Чехии и т. д. Приватизационная кампания в бывших социа­листических государствах Восточной Европы повлекла за собой наиболее серьезные перемены. В четырех из них — Польше, Венгрии, Чехии и Словакии — средняя доля национального внутреннего валового продукта (ВВП), производимого частным сектором, увеличилась с 1990 по 1993 г. с 20 до 50 %. При этом были поставлены и во многом достигнуты конкрет­ные цели:

- расширение круга держателей акций;

- ориентация производства на конкретные покупательские слои;

- предотвращение закрытия предприятий;

- снижение бюджетного дефицита и т. п.

Результативность приватизации в разных странах неодинакова, что обусловлено определенными предпосылками:

- уровнем развития инфраструктуры;

- наличием ресурсов, "ноу-хау";

- менталитетом;

  – экономической и политической структурой общества и другими факторами.

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.