Картель и его виды

 

КАРТЕЛЬ — это договорная форма объединения хозяйствующих субъектов, при которой участники заключают соглашение о регулиро­вании объемов производства продукции, оказания услуг или выполнения работ, о разделе рынков сбыта и источников сырья, найма рабочей силы, установления уровня заработной платы и социальных гарантий для ра­ботающих, об условиях продажи и сроках платежа и т. п.

Картель является типичной формой монополии и существует в зару­бежных странах с рыночной экономикой в скрытом виде, несмотря на антимонопольное законодательство. Естественно, что участники картеля сохраняют коммерческую, производственную и юридическую самосто­ятельность. Картели в соответствии с целями их создания чаще всего образуются в рамках одной отрасли.

Картели могут быть следующих типов: внутренние, экспортные, им­портные, международные.

Внутренние картели создаются в пределах национального рынка или его части. В них могут входить как крупные, так и мелкие предприятия. Экспортные картели состоят из национальных фирм-экспортеров. Од­нако в эти картели могут входить и филиалы иностранных фирм. Импорт­ные картели образуются фирмами, которые в основном являются круп­ными импортерами зарубежных товаров, для противостояния поставщи­кам этих товаров. Международные картели создаются из фирм несколь­ких стран, занимающихся экспортом, импортом или обеими операциями одновременно. Они могут ориентироваться как на глобальный, так и на региональный рынок.

Ввиду активного антимонопольного противодействия правительств многих стран деятельности картелей появились разновидности картель­ных союзов. Такими являются конвенция, корнер, ринг, джентльменское соглашение. Конвенция — один из видов международного договори, ус­танавливающего взаимные права и обязанности государств, нормы об­щего характера. Конвенции могут заключаться также между фирмами разных стран. Корнер также является формой проявления монополисти­ческой деятельности и представляет собой соглашение о скупке товаров или ценных бумаг с целью последующей спекулятивной перепродажи. Ринг — это соглашение, заключаемое с целью кратковременной скупкой товара или задержания его на складе для взвинчивания цен и получения монопольной прибыли.

В отличие от других форм объединений предприятия и компании, вхо­дящие в картель, сохраняют хозяйственную самостоятельность. Ограни­чение конкуренции внутри картелей позволяет крупным участникам дик­товать свои условия мелким фирмам и в то же время защищает их от конкуренции со стороны аутсайдеров. Однако равновесие, устанавлива­ющееся в картеле, как правило, не бывает долговременным. Под действием конкуренции картели распадаются, чтобы через некото­рое время возникнуть вновь, нередко на более высокой международной основе.

Наиболее часто предметом картельного соглашения служит цена товара, что приводит к возникновению картельной цены. Кар­тельная цена — это единая цена, фиксируемая участниками картель­ного соглашения с целью не допустить со стороны отдельных его учас­тников возможности сбивания цены. Картельная цена может иметь вид единой шкалы цен на всю продукцию, подлежащую картельному регу­лированию, если продукция фирм, входящих в картель, значительно дифференцирована. Картельная цена, как правило, превышает цены, пред­шествовавшие картельному соглашению. Естественно, что такое установ­ление цены возможно лишь на основе совместного регулирования про­изводства и сбыта продукции. Устойчивость картелей определяется ря­дом факторов:

- возможностью устранения или включения в картель аутсайдеров;

- отсутствием конкуренции со стороны фирм или картелей, произ­водящих заменители данной продукции и способных переключить на себя часть спроса на продукцию картеля;

- отсутствием сил, ведущих к подрыву картеля изнутри.

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.