Формы приватизации. Льготы для приватизации

 

Предоставление льгот субъектам приватизации. В соответствии с этим принципом государство создает наиболее благоприятные условия в приобретении государственной собственности тому покупателю, кото­рого оно хочет видеть собственником своего имущества.

Покупателям могут устанавливаться льготы в их праве на инициативу в проведении приватизации, в оценке стоимости приватизируемых объ­ектов, выборе объектов и источников средств приватизации и другие льготы, предусмотренные законом.

Дифференциация методов, форм и процедур приватизации. Необхо­димость соблюдения этого принципа обусловлена наличием множества не сопоставимых между собой объектов, которые отличаются масштаб­ностью и значимостью, уровнем технической вооруженности, подготов­ленностью кадров, отраслевыми и территориальными особенностями, финансовым положением, конкурентоспособностью продукции, поло­жением на рынке и др. Это предполагает гибкое сочетание общих прин­ципов приватизации с дифференцированным подходом, включающим различные формы, методы и процедуры приватизации. При выборе фор­мы приватизации предпочтение отдается той, которая в каждом конкрет­ном случае приводит к достижению наибольшей эффективности.

Широкая гласность при проведении приватизации. Этот принцип предполагает:

- освещение средствами массовой информации условий и хода приватизации, регулярное ознакомление граждан с перечнем при­ватизируемых объектов;

- участие представителей профсоюзов, местных органов государ­ственной власти в работе комиссий по приватизации;

- обеспечение гражданам, трудовым коллективам и юридическим лицам возможности обращаться в суд или другие органы в случаях ущемления их интересов при приватизации.

Контроль за осуществлением приватизации со стороны государ­ства и общества. Это означает, что вся работа по приватизации должна идти под контролем как со стороны государства, так и общественных организаций. Это позволит предотвратить нарушение законодательных актов и защитить интересы трудящихся.

ФОРМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ — совокупность способов, с помощью ко­торых новый собственник приобретает права на государственное иму­щество. Состав этих способов определяется хозяйственным механизмом, который имел место на предприятии в момент начала приватизации. Так, на государственном предприятии, где все имущество, продукция и доходы находятся в собственности государства, способы приватизации диктуют­ся государством. В отличие от государственного арендное предприятие имеет свои особенности, которые заключаются в том, что часть имущес­тва, произведенная продукция и доходы принадлежат не государству, а коллективу арендаторов. Условия приватизации в этом случае определяет не только государство, но и коллектив арендаторов.

В законодательстве имеются различия в приватизации государственного и арендного предприятия: государственное предприятие может бить приватизировано в любое время по инициативе собственника, арендное —только по инициативе коллектива арендаторов.

Весьма существенными при приватизации являются и другие разли­чия: например, способы определения стоимости (цены) приватизируемо­го имущества, порядок осуществления платежей при выкупе имущества, соблюдение некоторых условий пользования приватизированным иму­ществом, формирование доли каждого собственника в общей стоимости приватизированного имущества и т. п.

В мировой практике существуют следующие формы приватизации:

- безвозмездная передача имущества приватизируемого предприя­тия;

- прямой выкуп государственного предприятия;

- преобразование государственного предприятия в акционерное общество;

- продажа государственного предприятия на аукционе;

- выкуп арендного предприятия.

Безвозмездная передача государственного имущества

Такая форма передачи используется при приватизации низкорентабельных и убыточных пред­приятий в случаях, если отсутствуют желающие выкупить это имущес­тво или взять его в аренду. В первую очередь имущество предлагается тому трудовому коллективу, который использует данное имущество. В случае отказа трудового коллектива взять его имущество может быть без­возмездно передано трудовым коллективам других предприятий или фи­зическим лицам.

В ряде случаев по усмотрению собственника безвозмездная передача основного имущества может сочетаться с выкупом отдельных объектов, например учреждений социально-культурного и бытового назначения и т. п.

В зарубежной практике приватизации имеются случаи, когда отдель­ные предприятия, требующие санации и реструктуризации с привлече­нием дополнительных инвестиций, продаются за символическую сумму, что означает безвозмездную передачу. Однако в этом случае безвозмез­дная передача, как правило, оговаривается рядом условий:

- не сокращать рабочие места;

- провести реструктуризацию,

- сохранить профиль предприятия в течение определенного периода и т. п.

Конечно, безвозмездная передача сопровождается некоторыми поте­рями для государственного бюджета. Но при разумном подходе эти по­тери могут оказаться ничтожными по сравнению с теми поступлениями, которые будут возможны в случае сохранения и успешной работы пред­приятия. В отечественной практике данная форма приватизации приме­няется в модифицированном виде. Это означает, что при приватизации всех видов предприятий, при использовании всех форм приватизации и при участии всех типов инвесторов 50 % фондов должно быть продано за именные приватизационные чеки.

Целью безвозмездной передачи части государственной соб­ственности только гражданам республики является обеспечение социального равенства в процессе приватизации на этапе перехода к рыночной экономике.

Долю государственной собственности, безвозмездно передаваемой гражданам в процессе приватизации, определяет парламент республики. Безвозмездно в размере квот, приходящихся на каждого гражданина, пе­редается 50 % имущества приватизируемых объектов.

Безвозмездно передаваемая каждому гражданину часть государ­ственной собственности определяется двумя квотами:

- жилищной квотой;

- квотой на имущество государственных предприятий.

Гражданин имеет право объединить квоты для их реализации. В этих случаях для объединения квот используются коэффициенты их эквива­лентного перевода.

Не использованные в процессе приватизации квоты погашаются го­сударством.

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.