Формы и методы разгосударствления и приватизации

 

Факторы, влияющие на выбор методов и форм приватизации, можно разделить на две группы: экономические и политические. К экономическим относятся стимулы к приватизации, финансовое состоя­ние предприятий, потенциал инвестиционных ресурсов и т. п., к полити­ческим — позиция правительства и трудовых коллективов по отношению к действию рыночных рычагов и конкуренции, политическая стабиль­ность общества и т. п. По сравнению со странами Восточной Европы и другими странами бывшего СССР программа приватизации в нашей рес­публике реализуется медленно. Приватизацию затрудняет наличие боль­шого количества крупных технически развитых предприятий. Их прива­тизация требует решения ряда сложных организационно-технических и экономических проблем. Но, видимо, только политическими причинами можно объяснить задержку приватизации малых предприятий. Можно привести сравнение, например, с Польшей, в которой за 1990, 1991 гг. в торговле, бытовом обслуживании, строительстве и на транспорте были приватизированы все небольшие предприятия, главным образом, посредством выкупа руководством и трудовым коллективом. В странах Балтии небольшие предприятия также были полностью приватизированы за 1— 2 года. Особенно показательной является торговля, в которой все объ­единения торговых предприятий (торги) были ликвидированы, а их са­мостоятельные подразделения (магазины) были проданы сотрудникам или инвесторам.

Быстрая приватизация небольших предприятий оптовой и розничной торговли, бытового обслуживания, общественного питания, транспорта и других отраслей обслуживания населения имеет большое экономичес­кое, политическое, социальное и психологическое значение по ряду при­чин.

Этот вид деятельности традиционно является изначальным для ста­новления и развития частного бизнеса. Он не требует больших капита­ловложений и служит средством первоначального накопления капитала, используемого затем в "большой" экономике.

Отсутствуют технологические и профессиональные барьеры, кото­рые требуют специальных “ноу-хау" и нововведений, характерных для сложных производств.

Данные виды деятельности не являются естественной монополией.

Приватизация небольших предприятий позволяет быстро улучшить качество и расширить ассортимент товаров народного потребления, а также создать их конкуренцию на рынке.

Приватизация позволяет создать средний класс собственников, пока­зать эффективность частной собственности по отношению к государ­ственной.

Процесс реформирования государственной собственности пред­приятий включает два этапа: разгосударствление и приватиза­цию.

РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ — передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующи­ми субъектами. Это — процесс перехода от тотальной государственной экономики к многоукладному, смешанному хозяйству, снятие с государ­ства функций прямого хозяйственного руководства, замена жестких вер­тикальных связей между органами государственною управления и хозяй­ствующими субъектами на горизонтальные связи.

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.