Деятельность концернов

 

Деятельность концернов имеет весьма высокий уровень специ­ализации и кооперирования производства, когда детали одного изделия изготовляются на нескольких предприятиях, находящихся нередко в раз­ных странах. Таким примером могут служить автомобильные концерны Японии, американские концерны "Дженерал моторе”, "Форд” и т. п. По­зиции этих концернов, обеспечивающие им решающие преимущества в конкуренции на автомобильном рынке, обусловлены следующим:

- выгодой крупных масштабов комбинированного производства;

- постоянным внедрением в производство новой техники и выпус­ком новых видов продукции;

- концентрацией патентов, производственных секретов, "ноу-хау", высоким профессионализмом руководителей и специалистов.

Данная форма организации производства весьма эффективна не толь­ко в странах с развитой рыночной экономикой, но и в странах с пере­ходной экономикой.

Следует обратить внимание, что эффективно работающий концерн не может быть образован путем механического соединения разрознен­ных предприятий, что имело место при упразднении ряда отраслевых республиканских министерств и переименовании их в концерны.

Эти концерны при их создании унаследовали все недостатки бывшей отраслевой системы управления промышленностью, а именно:

- жесткую централизованную систему управления;

- преобладание в организационно-функциональной структуре вер­тикальных связей над горизонтальными;

- слабый мотивационный механизм хозяйствования.

Опыт показывает, что централизованными в концерне могут быть функции управления научно-техническим и производственным развити­ем, а также инвестиционной, финансовой, природоохранной и внешне­экономической деятельностью. Концерн — это органически единый хо­зяйственный комплекс. Его участники взаимосогласованно осуществля­ют производственно-хозяйственную деятельность. В нем возможна до­полнительная имущественная ответственность партнеров по обязатель­ствам концерна, а также концерна по обязательствам входящих в него предприятий. Все это требует при создании концерна глубокой прора­ботки и технико-экономического обоснования целесообразности объеди­нения предприятий. Немаловажным условием здесь является доброволь­ность вхождения предприятий в концерн, потому что не концерн должен передавать часть своих прав им, а наоборот — предприятия должны доб­ровольно делегировать некоторые свои полномочия концерну. В этом процессе много проблем и для их решения нужна соответствующая нор­мативно-правовая база, которая в настоящее время, к сожалению, отсут­ствует.

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.