Защитить человека

 

Рынок — жесткая система, не гарантирующая спо­койной, безмятежной жизни. Не обеспечивает он и со­циальной справедливости в привычном для нас понима­нии. А многим она представляется как уравнительность в распределении, примерно одинаковый уровень жизни людей, надежные социальные гарантии государства не­зависимо от трудового вклада в общие результаты.

Социальная справедливость в рыночном хозяйстве означает экономическую свободу человека и равное для всех право зарабатывать средства существования. Приз­навая единственную идеологию — высокую эффектив­ность хозяйствования,— рынок выражает интересы той части населения, которая имеет деньги. «Кошка богатого хозяина,— пишут американские экономисты П. Саму- эльсон и В. Нордхаус,— может получить молоко, которое необходимо ребенку из бедной семьи, чтобы быть здоро­вым. Это происходит не потому, что плохо работают спрос и предложение. Рыночный механизм сделал свое дело — отправил товар тому, кто проголосовал за него деньгами. Защитники и критики ценового механизма должны признавать, что эффективная рыночная систе­ма воспроизводит существенное неравенство» 68. Поэтому малообеспеченные группы населения нуждаются в соци­альной защите.

В рыночной экономике весьма актуальное значение имеет минимальный потребительский бюджет (прожи­точный минимум), определяющий систему оплаты тру­да, размеры пенсий, стипендий и других выплат населе­нию, индексацию доходов. Рассчитывается он исходя из так называемой «потребительской корзины», представля­ющей собой конкретный набор продовольственных и не­

167

продовольственных товаров, а также платных услуг, не­обходимых для поддержания минимально приемлемого уровня жизни. Прожиточный минимум определяет «по­рог бедности», за пределом которого не обеспечивается нормальная жизнедеятельность человека, воспроизводст­во рабочей силы.

Один из первых минимальных бюджетов стоимости жизни в бывшем СССР был составлен в 1933 г. В 50-х гг. немного обновленный по натуральному составу и пере­считанный по розничным ценам 1955 г. он был определен в 50 р. на человека в месяц. В 80-е гг. называлась циф­ра в 75 р. В 1990 г. Госкомтруд и Госкомстат заново рас­считали минимальный потребительский бюджет. Апрель­ское повышение цен 1991 г. изменило его величину.

Верховный Совет БССР утвердил прожиточный ми­нимум в 125 р. (в прежних ценах). Если принять коэф­фициент подорожания по совокупности всех товарных групп равным 2,15 (как это сделано при расчете нового прожиточного минимума для всей страны), то получим сумму в 268,75 р. Таковым теоретически можно было счи­тать минимальный потребительский бюджет одного жи­теля республики в месяц до января 1992 г.

Шестидесятирублевая компенсация возместила семь­ям, живущим на грани бедности, чуть более 40% потерь, вызванных повышением цен. И значительно меньше тем, у кого доходы выше. Естественно, столь резкое падение жизненного уровня вызвало возмущение трудящихся страны. Оно прорвалось там, где меньше всего ожидалось,— в нашей тихой, спокойной республике. «Феномен» объясняется просто: население наших городов, не в при­мер другим регионам страны, обеспечивалось в основном по государственным ценам, хотя в последнее время и с помощью всей талонно-карточной атрибутики. В иных местах к высоким ценам уже привыкли, у нас еще не успели.

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.