Связи закона спроса и предложения

 

3aкон спроса и предложения выражает два ряда связей: 1) влияние спроса и предложения на цену; 2) влияние цены на спрос и предложение. Если увеличива­ется спрос, то цена возрастает; если увеличивается пред­ложение, то цена падает. Соответственно, при уменьше­нии спроса цена падает, при сокращении предложения — возрастает. Одни факторы оказывают влияние на изме­нение спроса, другие — предложения. Если эти факторы одновременно действуют и на спрос, и на предложение, но в различной степени, то изменение цены определяет­ся преобладающей тенденцией, в соответствии с описан­ными правилами.

Из неравномерности спроса и предложения вытекает отклонение рыночных цен от рыночных (общественных) стоимостей. Когда товары могут быть проданы по их общественной стоимости, спрос и предложение, состав­ляя единство противоположностей, «покрывают» друг друга. Цена «точки их пересечения» является ценой ры­ночного равновесия. При равенстве спроса предложению они перестают оказывать влияние на цену.

Данный закон объясняет отклонение рыночной цены от общественной стоимости, но он не в состоянии объяс­нить уровень цены при равновесии предлагаемых и по­купаемых товаров. Средний уровень цены находится в зависимости от величины стоимости товара. Она обра­зует устойчивый центр, вокруг которого под влиянием спроса и предложения колеблются цены. На основе за­кона стоимости можно объяснить уровень цен за более или менее продолжительный период времени, а на ос­нове закона спроса и предложения — колебания цен в рамках этого периода.

Не только спрос и предложение воздействуют на цену, но и сама цена как денежное выражение стоимос­ти определяет спрос и предложение. Спрос повышается, когда цены падают, и уменьшается, когда цены возрас­тают. Предложение, наоборот, возрастает с повышени­ем цен и уменьшается — с понижением.

В сложный характер взаимодействия цен, с одной стороны, спроса и предложения, с другой, привносится и то, что «спрос определяет предложение и, наоборот, предложение определяет спрос, производство определяет рынок и рынок — производство».

В отношениях между спросом и предложением това­ров представлены отношения между покупателями и продавцами, потребителями и производителями. Они являются отношениями конкурирующих сторон.

В условиях рынка цены изменяются в соответствии со спросом. Сложнее обстоит дело при установлении твердых цен. Чрезмерно высокие цены приводят к зато­вариванию, подрывают основы хозяйственной деятель­ности предприятий-производителей.

На спрос активно воздействует предложение. Высо­кий его уровень может «спровоцировать» рост спроса даже тогда, когда потребности удовлетворяются в пол­ной мере. Особенно это касается сферы товаров народ­ного потребления. Подвижность потребительского спро­са, его способность к расширению границ необычайно велика. Потребление сахара, например, на душу населе­ния при неограниченной его продаже в отдельные годы превышало физиологически приемлемые нормы.

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.