Спрос и предложение

 

Спрос и предложение — важнейшие экономические категории товарного производства и его адекватного выражения — рынка. Их взаимодействие, подвижность, способность реагировать на малейшие изменения рыноч­ной конъюнктуры, моды, социальных приоритетов со­ставляют наиболее активные элементы механизма функ­ционирования товарной экономики.

Спрос — это представленная на рынке потребность в товарах, обеспеченная денежным эквивалентом, т. е. платежеспособная потребность. Реальность спроса зави­сит от наличия денег у покупателей товаров и услуг. Предложение представляет собой продукт, кото­рый находится на рынке или может быть доставлен на него.

Эти две экономические категории составляют един­ство противоположностей, в котором заключено противо­речие между стоимостью и потребительной стоимостью товара. В руках потребителя, предъявляющего спрос на товар, находится стоимость в ее денежной форме, на стороне производителя потребительная стоимость. Взаимосвязь спроса и предложения отражает единство и противоположность двух сторон обмена — купли и про­дажи.

Спрос и предложение играют роль общественных движущих сил развития экономики, sСоотношение их показывает пропорциональность распределения в обще­стве труда между отраслями производства и правиль­ность его развития. Отклонения в выпуске товаров и услуг от общественных потребностей сказываются на со­отношении спроса и предложения, а значит, и на ходе реализации и воспроизводства общественного продукта в целом. «Ремесло проверяется торжищем…» Это древ­нее изречение не потеряло своего значения и в наши дни. Количественное и качественное несоответствие произве­денного продукта нуждам населения и производства деформирует рыночные связи, порождая «перекос» цен, дефицит, спекуляцию, нетрудовые доходы.

Спрос, и предложение не только пассивно отражают диспропорции в развитии экономики, но и стремятся к равновесию, активно способствуя тем самым установле­нию в народном хозяйстве оптимальных соотношений между отраслями, наращиванию (или сокращению) вы­пуска товаров и услуг. Они воздействуют на производ­ство через механизм рыночных цен: регулируют рыноч­ные цены, а точнее, отклонения рыночных цен от стои­мости.

В ценообразовании роль рынка, где действует закон спроса и предложения, безусловно, велика. Ho решаю­щая роль принадлежит все же не рынку, а производству, где формируется стоимость. Как бы не колебались цены под влиянием спроса и предложения, цена, скажем, на утюг вряд ли когда-либо будет выше, чем на холодиль­ник или телевизор. К свободным (договорным) ценам хорошо переходить на такие группы товаров и услуг, по которым достигнуто насыщение рынка или хотя бы отно­сительное равновесие спроса и предложения. Опыт по­казывает, что снятие ограничений с цен при товарном голоде без реальной конкуренции — прямой путь к «га­лопирующей» инфляции.

Причинно-следственная связь между спросом и пред­ложением, обусловленная ценой, выступает в качестве экономического закона товарного производства и выра­жает единство этих категорий, их объективное стремле­ние к соответствию.

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.