Рынок топливно-энергетических и сырье­вых ресурсов

 

Наши страны должны сделать определенные выводы из сложив­шейся ситуации на мировом рынке топливно-энергетических и сырье­вых ресурсов. При невысоких ценах увеличение их экспорта неце­лесообразно. Рассчитывать же на повышение цен не приходится вследствие усиления тенденции энергосбережения. Главным направ­лением должно стать не освоение новых месторождений и наращи­вание добычи топлива, не строительство крупных станций, а эконо­мия всех видов энергии, переход к ресурсосберегающей технологии. Эта задача становится тем более актуальной, что в странах Содру­жества в рамках общего социально-экономического кризиса наблю­дается абсолютное снижение объемов производства этих ресурсов.

Увеличению экспорта готовой продукции, прежде всего машин и оборудования, препятствуют заниженные критерии достижения мирового уровня. Так, в 1988 г. 61% машино-технической продукции выпускался со Зна­ком качества, а на западные рынки поступило лишь 1,1% ее общего объема. Для Минэлектротехпрома эти пока­затели равнялись соответственно 70 и 0,5%, Минстапко- прома — 70 и 2, Минприбора — 67 и 1 %. По данным быв­шего Министерства внешнеэкономических связей техниче­скому уровню зарубежных аналогов соответствует только 12—14% поставляемой машиностроительной про­дукции, а 627о вовсе может быть снято с экспорта 42. Вы­ход из создавшегося положения возможен только при существенном улучшении ее качества — надежности, долговечности, снижении материалоемкости, удобства в эксплуатации и обслуживании. Необходимо наладить автосервис работающей за рубежом техники. Сделать это не просто, учитывая слабый опыт и плохую органи­зацию фирменной профилактики и ремонта в собствен­ной стране.

В структуре импорта преобладают машины и обору­дование, их доля (около 40% его общей стоимости) яв­ляется даже чрезмерной. В то же время мало закупается оборудования (2—3% от общей стоимости импорта) для основных отраслей промышленности группы «Б» — тек­стильной, швейной, кожевенно-обувной и др.

Систематически импортируется в больших масшта­бах продукция черной металлургии (прокат, трубы боль­шого диаметра, спецстали). Это результат расточитель­ства, затратной экономики, просчетов в планировании. Япония, валовый национальный продукт которой близок к нашему, производя около 100 млн т стали (в 1,5 раза меньше нашего), удовлетворяет не только собственные потребности, но и экспортирует около 30 млн т продук­ции, в том числе и нам.

16—18% всего импорта приходится на зерно и про­довольствие. По расчетам В. Спандарьяна и Н. Шмеле­ва, за 70—80-е гг. мы уже «проели» примерно 150 млрд р. Даже небольшая часть этих средств, будучи на­правленной на закупку оборудования и технологий для хранения, транспортировки и переработки сельскохозяй­ственной продукции, принесла бы больший эффект. Так стоит ли завозить оборудование и материалы для строи­тельства газопроводов, чтобы выручку от продажи газа направлять на закупку зерна и продовольствия?

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.