Потребительский рынок

 

Конечная цель всякого производства — непосредствен­ное или опосредованное удовлетворение потребностей человека. Эффективность любой хозяйственной системы определяется тем, сколько товаров и услуг создается в расчете на душу населения, в достатке живут люди или испытывают нужду в самом необходимом. Без высокой насыщенности рынка потребительскими товарами невоз­можно обеспечить подъем благосостояния народа, на деле реализовать принцип социальной справедливости, искоренить морально-нравственные деформации из жиз­ни общества.

«Наш потребительский рынок всегда влачил жалкое существование. Товарный дефицит напоминает много­главого змея, у которого вместо одной отсеченной головы вырастают две новые. Очереди в магазинах, столовых, пунктах бытового обслуживания стали для нас привыч­ными, В обиход прочно вошло слово достать вместо ку­пить. Все это сформировало такие черты нашего быта, как унижение покупателя, блат, коррупция, спекуляция и т. д.

Есть глубинные причины той ситуации, в которой мы оказались. Индустриализация на Западе шла естествен­ным путем. Первоначально развивались отрасли, в ко­торых быстро оборачивается капитал и достигается вы­сокая норма прибыли: легкая промышленность, пищевая и др. По мере накопления средств индустриализация охватывала и тяжелую промышленность.

Становление советской экономики начиналось с тя­желой индустрии. Ей отдавался безусловный приоритет и в последующие десятилетия. Отрасли, работающие на человека, финансировались по остаточному принципу. Сюда следует добавить коллективизированное неэффек­тивное сельское хозяйство. В результате возникло глу­бокое противоречие в самой структуре экономики: с од­ной стороны, сверхвысокая доля отраслей первого под­разделения, с другой, не соответствующий нормальным потребностям, платежеспособному спросу сектор потребительских товаров и услуг. Отсюда дефициты, инфля­ция, общая товарно-денежная несбалансированность.

Игнорирование экономических закономерностей и пси­хологических факторов привели потребительский рынок в годы перестройки к катастрофическому состоянию. Только в 1988—1990 гг. в обращение выброшена пустая, не подкрепленная товарами и услугами денежная масса в 55 млрд р., что в расчете на одного жителя страны со­ставляет примерно 190 р. Решающий удар по потреби­тельскому рынку нанесло правительство в мае 1990 г., пообещав в случае принятия его программы перехода к рынку повысить цены в 2—3 раза. Начался ажиотажный спрос. И трудно в этом винить население. Люди стремят­ся избавиться от падающих в цене денег, заменить их побыстрее на товары, которые завтра станут еще дороже.

Если цены отпустить на свободу, то они, балансируя между спросом и предложением, придут в равновесие. Но будет ли это тот рынок, к которому мы стремимся? Нужно знать, что скрывается за внешней видимостью насыщенности товарами, насколько такой рынок удов­летворяет нормальные потребности люден в различных видах продуктов. Данные табл. 3 показывают физиоло­гические нормы потребления основных продуктов пита­ния в СССР и БССР на 2000 г., разработанные Институ­том питания Академии медицинских наук и утвержден­ные Государственным комитетом по науке и технике.

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.