Первый опыт планирования госзаказа

 

Первый опыт планирования госзаказа показал, что министерства (первоначально им было дано право уста­навливать госзаказ), прикрываясь высокими государст­венными интересами, стали включать в него почти всю выпускаемую номенклатуру. Нередко он охватывал и второстепенную, непрофильную продукцию, а то и отхо­ды. Бывали случаи, когда под госзаказ попадала сдача металлолома, изготовление тары для собственных нужд и т. п. Можно привести немало примеров, когда он уста­навливался на уровне, превышающем плановые обяза­тельства предприятий. По сути под видом новой формы сохранялось административное планирование.

Неоправданно высокий уровень госзаказа сдерживает развитие оптовой торговли. У товаропроизводителей поч­ти не остается продукции для свободной продажи, что препятствует установлению прямых связей между пред­приятиями. Самофинансирование повышает роль хозрас­четных звеньев экономики в развитии за счет собствен­ных источников. Но под денежные средства, направляе­мые в фонд развития производства, науки и техники, а также в фонд социального развития, нужны материаль­ные ресурсы. Если почти все они заранее уже распреде­лены, то сама идея самофинансирования повисает в воз­духе.

Экономический подход к проблеме формирования гос­заказа состоит в том, что его сферой должен стать конеч­ный продукт общественного производства в той его ин­терпретации, которая дается ему в межотраслевом балан­се народного хозяйства. Иначе неизбежно сползание к номенклатурному планированию, характерному для ад­министративных методов управления.

Политика ведомств в отношении госзаказа под­верглась острой критике со стороны хозяйственников, экономистов, широкой общественности. В результате бы­ло принято специальное постановление о государствен­ном заказе, в котором резко ограничена доля госзаказа в общем объеме выпускаемой продукции (в среднем по промышленности она составила примерно 40%), форми­рование госзаказа выведено из компетенции министерств и ведомств и передано республиканским плановым ор­ганам.

Рынок средств производства с развитой оптовой тор­говлей позволит постепенно уменьшить уровень госзака­за, а со временем, возможно, и отказаться от него. По­ка же следует создать предприятиям условия для его успешного выполнения, предоставив приоритет в заклю­чении договоров на поставку сырья, материалов, комп­лектующих изделий. Он должен быть экономически вы­годным для предприятий, чтобы они конкурировали меж­ду собой, а не отбивались от него.

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.