Перестройка хозяйственного механизма

 

Следует выделить два центральных момента пере­стройки хозяйственного механизма, без которых достиг­нуть коренного поворота в организации производства товаров, соответствующих мировым стандартам, не удастся:

1) перевод предприятий на полный хозяйственный расчет, при котором доходы трудовых коллективов и каждого работника будут полностью поставлены в за­висимость от реализации продукции;

2) развитие товарно-денежных отношений и конкурен­ции между производителями.

В народном хозяйстве сохраняются перераспредели­тельные процессы, когда средства изымаются у высоко­рентабельных предприятий и передаются убыточным. Зачастую убыточность вызывается отказом покупателей от низкокачественной продукции. «Подкормка» таких коллективов противоречит принципам социальной спра­ведливости, нашему общему стремлению создать высоко­эффективную экономику.

Люди вправе рассчитывать на то, что за трудовые деньги им не будет вручен брак вместо продукции с хо­рошими потребительскими свойствами, а если это и слу­чится, то без всякой волокиты и потерь можно избавить­ся от плохой покупки. Основами гражданского законо­дательства (статья 41) еще более четверти века тому назад установлено право покупателя в течение гаран­тийного срока потребовать по своему выбору либо заме­ны бракованной продукции аналогичной, но надлежа­щего качества, либо соразмерного уменьшения покупной цены, либо безвозмездного устранения недостатков про­дукции, либо расторжения договора с возмещением убыт­ков. Но технически сложное бракованное изделие (как правило, это все бытовые товары) можно заменить или вернуть при условии, что его недостатки не могут быть устранены у покупателя или в гарантийной мастерской в установленный срок.

Почему потребитель, купив негодное изделие, должен мучиться с его ремонтом? Было бы куда справедливее, как это делается во всех цивилизованных странах, вер­нуть его обратно тому, кто продал брак. И не только вернуть, а и получить компенсацию за материальный и моральный ущерб.

В индустриальных странах гарантийный срок озна­чает безотказную эксплуатацию изделия в течение уста­новленного периода. У нас — это, по сути, право на бес­платный ремонт. Ведь не выдерживают гарантийного срока каждый третий выпущенный в стране телевизор, холодильник, автомобиль, стиральная машина. По дан­ным бывшего Госкомстата СССР, примерно у трети всей обуви, четверти верхнего трикотажа, пятой части гото­вых швейных изделий есть дефекты.

Производитель, ведущий дело ради прибыли, или сам продает свой товар, или прибегает к услугам торговли за определенную плату. Торговля выступает не как покупа­тель, а как посредник между изготовителем и потреби­телем. За качество продукции она должна отвечать во вторую очередь и, если товар с изъяном и не находит сбыта, возвращать его производителю. У нас же постав­щик, избавившись от товара и получив сполна от торгов­ли, ответственности за его дальнейшую судьбу практи­чески не несет. Если устаревшие или бракованные изде­лия станут возвращаться на предприятия, которые за свой счет будут исправлять брак, нести транспортные расходы, оплачивать услуги торговли, меньше станет «стимулов» к выпуску негодной или неходовой продук­ции.

Резонно предложение приблизить сроки гарантий к тем, что существуют на мировом рынке. Участвовать в их определении должен независимый орган — госкомстандарт. Иначе сделать конкурентоспособными наши товары на рынках развитых стран едва ли удастся.

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.