Монополия в производстве

 

Подорвать, разрушить монополию в производстве и в сфере обращения — задача первостепенной важности. Долгое время господствовала мысль о бесспорных пре­имуществах крупного производства, предприятий-гиган­тов. Конечно, они имеют немало достоинств, связанных с организацией труда, применением достижений научно- технического прогресса. Но не следует забывать и о не­достатках: рост удельных транспортных расходов, пони­женная управляемость, потеря «чувства локтя» в боль­шом коллективе и, что самое главное, отсутствие конку­ренции товаропроизводителей, монополизм.

На Западе удержание в одних руках 30% рынка уже относят к монополии. Существует антитрестовское законодательство, направ­ленное против сверхвысокой концентрации и централизации, сговора о ценах и рынках сбыта. В США из каждых десяти новых предприя­тий девять приходится на маленькие. В Японии имеется 730 тыс. таких предприятий. У нас же нередко не то что ведомство, а отдель­ное предприятие сосредоточивает в своих руках 100% выпуска одно­именной продукции. В стране функционирует более тысячи крупных и средних предприятий, которые являются абсолютными монополи­стами в своей области. Пример подрыва монополии продемонстри­ровал Минский тракторный завод. Он получает карданные валы из Чимкента. Приходится перевозить изделия самолетом, в результате транспортные расходы достигают 30% стоимости груза. Выпускае­мая там продукция низкого качества, к тому же поставки постоянно срываются. В то же время сравнительно близко, в Гродно, располо­жен аналогичный завод карданных валов. Но у него не хватает мощ­ностей для поставок МТЗ. Минчане передали в Гродно 4,3 млн ин­валютных рублей с целью введения дополнительных мощностей и выпуска нужных нам комплектующих изделий.

В организации прямых связей отсутствует такой важ­ный элемент, как система информации о поставщиках и покупателях продукции. Потребителю нужно знать воз­можных поставщиков, сроки и условия договоров, иметь сведения о технико-экономических характеристиках про­дукции и многое другое. Поставщика интересует текущий и перспективный спрос, требования к техническому уров­ню, качеству изделий. Таких сведений у территориаль­ных снабженческих органов товаропроизводители не получают. Это усложняет обеспечение материальными ресурсами, потребность в которых возросла или же по­явилась впервые. Следует создать информационный банк данных о видах продукции и предприятий по экономи­ческим районам и организовать обмен ими во всем на­родном хозяйстве.

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.