Фонд оплаты труда

 

Лучше рассчитывать фонд оплаты труда по нормати­ву к чистой продукции, которая является результатом труда данного коллектива. Из общей выручки от реали­зации продукции вычитаются материальные затраты, включая амортизацию. Оставшаяся величина есть вало­вой доход — денежное выражение чистой продукции. У предприятия отпадут нездоровые «стимулы» к нара­щиванию прошлого труда в стоимости товаров. Не устраняется, однако, деление изделий на выгодные и не­выгодные. Существенный недостаток—индивидуаль­ный характер норматива. В его основу положен базовый принцип, исходящий из ранее сложившейся доли зар­платы в чистой продукции и отражающий все недостат­ки затратного хозяйственного механизма.

Необходим действенный контроль за формировани­ем фонда оплаты труда. С начала 1989 г. предприятиям были доведены нормативы соотношения между приро­стом средней заработной платы и производительности труда. Мера эта — скорее административная, чем эконо­мическая. Но в условиях бедности товарного рынка, отсутствия реальной конкуренции, диктата производите­ля она представлялась необходимой. Высказывалось и другое мнение. Жесткое соотношение между ростом про­изводительности труда и средней заработной платы по­мешает наладить материальное стимулирование работ­ников за улучшение конечных результатов труда. По­скольку вся заработная плата, включая и ее прирост за счет экономии материальных ресурсов, попадает под нормативное соотношение, то стимулы к эффективному хозяйствованию серьезно падают.

Однако и при помощи такого контроля не удалось преодолеть тенденцию экономически неоправданного роста денежных доходов населения.

Неэффективность нормативного метода объясняется быстрым ростом производительности труда за счет цено­вого фактора. Это не реальный, а мнимый рост. Производительность труда измеряется в неизменных ценах. Но как поступать с так называемой «несравнимой» про­дукцией? Объемы ее производства измеряются в теку­щих, быстро растущих ценах. В результате завышаются темпы роста производительности труда, а следователь­но, и узаконивается неоправданно высокий рост зара­ботной платы. Реальных товаров под денежные доходы населения не хватает. Усилились падение покупатель­ной способности рубля, рост цен, обострился товарный голод.

С IV квартала 1989 г. было решено отказаться от утверждения нормативного метода, а в качестве меры, направленной на стабилизацию денежного обращения, введено налоговое регулирование средств предприятий, направляемых па оплату труда. С их прироста сверх 3% уплачивался в государственный бюджет налог за счет средств фонда оплаты труда (фонда материально­го поощрения).

Налогообложение не применяется в отношении при­роста средств, направляемых на оплату труда, вызван­ного увеличением производства товаров народного по­требления и объемов реализации услуг населению.

Такой подход оправдан. В отраслях группы «А» уско­ренный рост заработной платы стимулирует инфляцию. В отраслях же группы «Б» прирост оплаты труда урав­новешивается дополнительными предметами потреб­ления и услугами.

Эта мера предусматривалась как временная, рассчи­танная на IV квартал 1989 и 1990 г. Она, ограничивая рост оплаты труда, сдерживала и рост производства, и повышение эффективности хозяйствования.

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.