Эквивалентный обмен

 

Некоторые экономисты считают, что эквивалентный обмен обязательно требует знания стоимости продукта в каждый данный момент, а также постоянного изменения цен в соответствии со стоимостью, но поскольку это не­возможно, то и закон стоимости не может выполнять функцию регулирования хозяйства. Эквивалентный об­мен в чистом виде редко встречается и в условиях про­стого товарного производства, где цены постоянно колеб­лются и эквивалентность обнаруживается как средняя из ряда величин, расположенных в пространстве и времени.

Недостаточной была их роль в разработке планов экономического и социального разви­тия на всех стадиях планирования, «сверху» утвержда­лось большое количество показателей, произвольно пере­распределялись их доходы. Все это ограничивало ини­циативу трудовых коллективов, сдерживало творческий поиск, возможности маневра имеющимися ресурсами и в конечном итоге тормозило рост эффективности произ­водства.

План-директива, с одной стороны, нацеливает пред­приятие на экономический рост, а с другой, сдерживает его. Укоренившееся планирование от достигнутого уров­ня заставляет скрывать резервы, ограничиваться выпол­нением или некоторым перевыполнением заданий. Ради количественных показателей ухудшаются полезные свой­ства выпускаемой продукции, игнорируется потребитель­ский спрос.

Централизованное планирование не решает задачи обеспечения предприятий достаточной информацией для того, чтобы выпускать именно ту продукцию, в которой нуждается потребитель. Наша промышленность выпуска­ет около 25 млн наименований изделий. В этом потоке невозможно учесть все взаимозависимости. Задача упро­щалась путем объединения однородных предприятий в министерства, а производимой продукции в группы, в основе которых лежит общий признак для всех изделий.

Таких условных групп набиралось около 16 тыс.

Предприятиям выделялись фонды на материальные ресурсы, выраженные в укрупненных (агрегированных) показателях. Конкретные виды продукции, нужные для производства, товаропроизводители определяли само­стоятельно. Спецификации передаются в органы мате­риально-технического снабжения, которые от своего име­ни направляют их поставщикам в виде наряда-заказа. Предприятия таким образом получают информацию о том, что они должны производить. После этого постав­щик и потребитель обязаны заключить договор на по­ставку. Да и сам наряд-заказ, будучи обязательным для исполнения, обладает силой договора.

Внешне добровольный договор выступает как дирек­тивное принуждение, не учитывающее взаимной выгоды сторон, их интересов. Поставщик чаще всего навязывает ту продукцию, которая выгодна ему, а не потребителю.

Он выбирает менее трудоемкие изделия, стремясь быст­рое выйти на утвержденные показатели. Директивное планирование заставляет предприятия реагировать пре­имущественно на сигналы, идущие сверху, игнорируя за­просы потребителей.

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.