Экономисты о госзаказе

 

Отдельными экономистами высказывается и иная точ­ка зрения на госзаказ. Его формирование, по их мнению, должно исходить прежде всего из общегосударственных интересов, тогда выгодность для производителя не имеет решающего значения. «В настоящее время,— отмечает А. Емельянов,— многие ученые и специалисты считают, что госзаказ, хотя это и плановая категория, но формиро­ваться он должен на рыночной основе, то есть во главу угла ставится выгодность, заинтересованность и т. д. Такой подход присущ односекторной рыночной экономи­ке. В условиях социалистической экономики плановый сектор определяется госзаказом, а рыночный может отождествляться с многоканальной рыночной торгов­лей» 29.

Два принципиально неверных положения содержатся в этой цитате. Во-первых, искусственное разделение эко­номики на два сектора — плановый и рыночный. Мето­дологическую основу такого подхода составляет ошибоч­ная концепция противопоставления плана и рынка. Во- вторых, отрицание необходимости выгодности госзаказа для производителя, что противоречит концепции ради­кальной экономической реформы. Закон предусматривает размещение госзаказа на конкурсной основе. Это воз­можно только при его приоритетной выгодности. Именно тогда госзаказ станет частью планомерного рынка средств производства.

Кто должен обеспечить выгодность госзаказа для про­изводителя? Очевидно, тот, кто является заказчиком, т. е. государство. Предприятия обрабатывающих отраслей, например, получили возможность увеличивать до 10% хозрасчетную величину прибыли за счет сокращения пла­тежей в бюджет. Введено поощрение сверхплановых гос­заказов в энергетическо-сырьевых отраслях. Но на мно­гих предприятиях рентабельность изделий, изготовлен­ных в порядке госзаказа, ниже остальной продукции.

Некоторые экономисты предлагали ввести коммерче­ские цены на продукцию, выпускаемую сверх плана. Но предприятия, формируя планы, будут стремиться к их занижению, чтобы больше продукции реализовать по за­вышенным ценам. В условиях рынка план не может быть жестким. Потребитель с появлением потребности должен иметь возможность сделать заказ, а предприятие при наличии производственных мощностей принять его и включить в свои плановые обязательства.

В организации оптовой торговли большое значение придается прямым связям между производителем и пот­ребителем продукции. Особенно эффективны длительные прямые хозяйственные связи, помогающие наладить хо­рошие взаимоотношения и деловое содружество. Однако непосредственное партнерство далеко не всегда выгодно покупателю. Монопольное положение позволяет произво­дителю, не считаясь с интересами другой стороны, дик­товать свои условия, что нагляднее всего проявляется в манипуляциях с ассортиментом продукции и ценами. Так, на Свердловском заводе трансформаторов тока принято решение не производить с 1989 г. агрегаты ценой в 29 р. Их рентабельность составляла 9,5%, что не устраивало предприятие. Взамен выпускается новый трансформатор примерно того же технического уровня, но ценой уже в 100 р. и с рентабельностью более 40% 30- Порой дело до­ходит до открытого вымогательства. Костромской экска­ваторный завод, например, в договоре с покупателем тре­бует безвозмездно перечислять деньги на развитие про­изводства и формирование фонда материального поощ­рения.

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.