Экономические нормативы

 

В снижении запасов материальных ценностей боль­шая роль отводилась экономическим нормативам платы за ресурсы. Платежи в бюджет за основные производст­венные фонды и нормируемые оборотные средства были введены в ходе экономической реформы 60-х гг. для сти­мулирования лучшего использования средств производ­ства, ускорения реализации готовой продукции. Но из-за несовершенной системы распределения доходов пред­приятий они не стали серьезной преградой на пути бес­хозяйственного, расточительного использования ресур­сов. «Свободный остаток» прибыли, образующийся у предприятий, сводит к нулю стимулирующее значение платы за фонды. Ведь она не влияет на материальную заинтересованность трудовых коллективов, поскольку изменение объема производственных ресурсов и уровня

их использования не отражается на массе прибыли, остающейся в их распоряжении.

Формы распределения дохода товаропроизводителей, которые предусматривались первым вариантом закона «О государственном предприятии в СССР», усиливали роль платы за фонды. В первой модели хозяйственного расчета, основанной на нормативном распределении при­были, от нее зависели размеры фондов экономического стимулирования. Во второй модели, которая строится на нормативном распределении валового дохода, ее значе­ние возрастало: она влияла на величину всего фонда оп­латы труда, включая и главную его часть — заработную плату.

Плата за производственные фонды ныне не предусмо­трена (исключение — налог на недвижимость). Возобла­дала точка зрения тех экономистов и хозяйственников, которые полагают, что в условиях самофинансирования она становится излишней. Разумеется, ей нет места на предприятиях, составляющих коллективную собствен­ность. Не может она распространяться как отдельный вид платежа и на арендованное имущество. Полный хозра­счет, безусловно, повышает уровень ответственности и заинтересованности работников, заставляет их лучше рас­поряжаться материальными и трудовыми ресурсами. Но стоит ли ослаблять экономические меры воздействия на работу государственных предприятий со стороны общест­ва? Ведь проблема эффективности производства — это прежде всего проблема эффективности использования всех видов ресурсов. Поэтому наилучший способ стиму­лирования рационального хозяйствования — введение единых нормативов платы за используемые землю, воду, полезные ископаемые, производственные фонды, трудо­вые ресурсы.

В дальнейшем отношения между предприятиями и государством будут регулироваться ставками налогов в сочетании с системой определенных льгот. В условиях, когда не удалось перейти к единым экономическим нор­мативам распределения доходов госпредприятий, переход к налоговым методам оправдан.

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.