Достижение равновесия между спросом и предложе­нием

 

В 30-е гг. Сталиным было выдвинуто положение об опережаю­щем росте платежеспособного спроса населения по отношению к предложению. В этом даже усматривалось преимущество социализма над капитализмом, хотя еще К. Маркс доказал, что товарное пред­ложение при сложившихся ценах должно быть больше средних раз­меров продажи или средних размеров спроса. Считалось, что высокий спрос выступает дополнительным стимулом наращивания производ­ства. Не учитывалось, однако, то обстоятельство, что деньги, кото­рые невозможно превратить в товары, ослабляют материальную заинтересованность в труде. Сталинская «теория» должна была под­вести базу под низкие темпы выпуска потребительских товаров, оправдать их постоянную нехватку, низкий жизненный уровень на­селения.

Достижение равновесия между спросом и предложе­нием возможно лишь тогда, когда величина и структура совокупного общественного продукта по стоимости и на­турально-вещественной форме соответствуют потребно­стям общества.

Для характеристики степени сбалансированности спроса и предложения недостаточно сопоставить их об­щие величины в стоимостном выражении. Такое сопо­ставление дает лишь общее, но не реальное представле­ние о состоянии рынка, поскольку избыток одних това­ров покроет недостаток других и размеры товарного де­фицита окажутся заниженными. Следует отдельно опре­делить дефицит по каждому из недостающих товаров, суммируя затем полученные величины.

Немалый урон экономической науке и практике нанесло догма­тическое утверждение, что труд и продукт при социализме находят полное общественное признание еще до рынка, в самом процессе производства, поскольку являются непосредственно общественными. Проблема реализации продукта в социалистическом хозяйстве пред­ставляется при этом как бы несуществующей. Подобные взгляды в разное время высказывались И. Малышевым, Н. Хесиным, Н. Цаголовым, А. Колгановым.

Одним из первых экономистов, кто подверг критике это положе­ние, была М. Макарова. По ее мнению, и при социализме продукты, хотя их производство и потребление заранее спланированы, должны пройти стадию обмена и свое окончательное общественное признание получить в процессе купли-продажи.

Экономическая реформа 60-х гг. в качестве одного из важнейших показателей оценки работы предприятий выдвинула объем реализо­ванной продукции. Эта мера, направленная на улучшение соотно­шения между производством и потреблением, предложением и спро­сом на товары, означала по сути признание проблемы реализации, необходимости учета рыночных связей. Г. Лисичкин в работе «План и рынок» совершенно правильно писал: «Косвенным, опосредован­ным путем, через торговлю, с помощью рубля потребитель выска­зывает свое окончательное суждение по поводу целесообразности тех или иных затрат труда, и его голос получает решающее значе­ние в определении темпов роста, объема того или иного производ­ства». В застойные годы взгляды ученого подверглись остракизму со стороны консервативной части экономистов, и лишь время под­твердило их правильность.

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.