Ценные бумаги

 

Нередко, однако, цен­ные бумаги приобретаются банками за счет эмиссии банкнот и безналичных платежных средств, что непо­средственно подпитывает, интенсифицирует инфляцион­ный рост.

Милитаризация экономики, усугубляя несбалансиро­ванность государственного бюджета, порождает плате­жеспособный спрос, не обеспеченный товарным покры­тием. Ведь люди, занятые на военной службе, матери­альных ценностей, как правило, не создают.

В. Новожилов, исследуя пределы роста инфляции, ее экономические и социальные последствия, отмечал боль­шую трудность «создания денег», когда бы «мир денеж­ных отношений» был бы точным отражением «мира то­варов». Инфляция — сильное искушение для всех, кто может создавать деньги. «И если все народное хозяйст­во от избытка денег не выигрывает, то эмитент получает вполне реальное приращение богатства, источником ко­торого является ущерб тех, кто находится далеко от эмиссии» 5|.

Зло инфляции заключается не в росте цен, не в доро­говизне, как таковой. Она неверно отражает соотноше­ние цен, питает неравномерность их роста. Цены пере­стают быть достоверным средством измерения затрат, падает их стимулирующая роль, искажаются пропорции в распределении национального дохода. «Язык цен начи­нает лгать».

Если бы инфляция сопровождалась пропорциональ­ным повышением доходов, то она не вызывала бы спль отрицательной реакции в обществе. Но движущей силой инфляции как раз и является выигрыш одних за счет других. Проигрывают от инфляции прежде всего трудо­вые слои населения — рабочие, крестьяне, служащие и особенно лица с фиксированными доходами-—пенсионе­ры, студенты и т. п. Их доходы — заработная плата, жа­лованье, пенсии, стипендии — сравнительно долго оста­ются без изменений, а при повышении, как правило, не «дотягивают» до стремительно растущего уровня цен.

Выигрывает государство. «…Выпуск бумажных денег является худшим видом принудительного займа…». По сути это эмиссионный налог, который вынуждено упла­чивать население за расточительную, нередко милита­ристскую, политику государства. Он имеет ряд преиму­ществ в сравнении с прямыми налогами и государствен­ными займами. Его отличает высокая мобильность. Ма­териальные ценности присваиваются эмитентом в мо­мент оплаты товаров и услуг, что особенно привлека­тельно при срочной потребности в средствах. На первых порах эмиссия протекает малозаметно и не вызывает того недовольства, которое характерно при повышении обычных налогов. Государственные займы могут быть непопулярными среди населения, тогда их размещение будет сопровождаться немалыми трудностями. И поэто­му для того, кто обладает правом «делать деньги», ис­кушение перейти экономически дозволенные границы велико.

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.