Бюрократический порядок

 

Омертвлению материальных ценностей в производст­венных запасах способствовал бюрократический порядок реализации излишков через снабженческие и вышестоя­щие организации. Прямой обмен между предприятиями и организациями или продажа друг другу не разреша­лись. Лишь в 1987 г. признано право товаропроизводите­лей передавать, продавать, обменивать, сдавать в арен­ду, предоставлять бесплатно во временное пользование либо взаймы здания, сооружения, оборудование, транс­портные средства, инвентарь, сырье другим предприя­тиям и организациям.

Переход к оптовой торговле средствами производства предполагает установление прямых связей между постав­щиками и потребителями, а также торговлю через хоз­расчетные оптовые базы, что гарантирует бесперебойное снабжение по мере возникающей потребности. По ориен­тировочным оценкам, по первому каналу должно реали­зовываться 75—80% всех материальных ресурсов, по вто­рому (это сравнительно мелкие покупки, которые должны совершаться на предприятиях оптовой торговли) — 20— 25%.

Развитая оптовая торговля имеет три признака:

1) равноправные партнерские отношения на основе прямых связей;

2) свободный выбор партнера по хозяйственным и Коммерческим операциям;

3) экономическое соревнование, конкуренция за рубль потребителя.

Состояние рынка средств производства в нашей стра­не можно охарактеризовать как зачаточное. Еще не сло­жились экономические отношения, которые дают право считать сферу, где обращаются производственные ресур­сы, полнокровным рынком. Мы пока распределяем, а не продаем.

На пути оптовой торговли немало препятствий, и, по­жалуй, главное из них — ведомственный интерес аппа­рата управления ресурсами. Концентрация огромных ре­сурсов в его руках, право, порой бесконтрольное, делить и распределять, зависимость от него отраслевых органов управления, предприятий и организаций — все эти атри­буты власти будут утрачены. «Аппаратчики» это хорошо понимают и, пытаясь утопить оптовую торговлю в бума­гах, доказать преимущества «карточной» системы рас­пределения, тормозят процесс перехода к прогрессивным формам организации материально-технического снабже­ния. Этому служит и ведомственная наука, которая или вообще отвергает оптовую торговлю при социализме, или предлагает предварительно провести эксперимент, игно­рируя тот факт, что преимущества оптовой торговли по сравнению с «карточной» системой давно доказаны всей мировой практикой, в том числе и опытом восточно-евро­пейских стран 27. Ссылка некоторых экономистов на то, что опыт этих стран в нашей стране использовать невоз­можно из-за различий в масштабах производства, числе поставщиков, выпускающих однородную продукцию, раз­меров территории, несостоятельна. Большие объемы про­изводства и более широкий круг производителей однород­ной продукции при свободном выборе поставщиков ра­ботают на пользу потребителя: у него есть возможность отказаться от нерадивых партнеров, выпускающих низ­кокачественную продукцию, срывающих сроки поставки. И в территориальном плане снабженческо-сбытовые свя­зи можно организовать более рационально.

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.