Главная »
Административный социализм
Человек в системе административного социализма — наемный работник, поденщик. Сколько бы его не призывали быть хозяином, таковым он не станет, пока не произойдут соответствующие изменения в экономических отношениях. Материальные стимулы действуют тем сильнее, чем ближе человек стоит к собственности. Есть глубокий смысл в словах: собственность должна быть собственной (хотя и звучит это несколько тавтологически). Иначе говоря, эффективное функционирование экономики требует персонификации собственности. Наиболее полно этому правилу соответствует трудовая частная собственность. Она соединяет в одном лице хозяина и работника. Хозяин, получая, в отличие от простого работника, доход на собственность, в одинаковой степени заинтересован в экономии как прошлого, так и живого труда.
Монолит государственного имущества должен быть «раздроблен». Чтобы избавиться от идеологизации производства, от конъюнктурного влияния политики на экономику, необходимо большую часть хозяйства отделить
от государства. Народное хозяйство должно развиваться по экономическим законам, суть которых составляют материальные интересы людей.
Важно правильно определить рамки государственного сектора. Его наибольшая эффективность проявляется в сфере некоммерческих и социальных структур: финансирование фундаментальных исследований, образование, здравоохранение, охрана общественного порядка. В ведении государства, задача которого—решать проблемы макроэкономического уровня, должны находиться предприятия оборонных отраслей, железнодорожный транспорт, связь и некоторые другие отрасли.
(В экономике западных стран государственный сектор играет заметную роль в инфраструктуре, финансовой сфере, в некоторых отраслях промышленности). По данным статистического комитета Европейского центра государственного предпринимательства, на государственных предприятиях стран ЕЭС во второй половине 80-х гг. работало более 11% занятых в народном хозяйстве, ими производилось свыше 13% продукции предпринимательского сектора экономики, валовые капиталовложения в основные фонды составляли около 21% капиталовложений всех предприятий (без сельского хозяйства и нетоварных услуг), интегральный оценочный показатель (средняя арифметическая этих данных) равнялся 15,3%, или примерно 1/6 экономики стран Европейского сообщества.
В 80-х гг. многие как развитые, так и развивающиеся страны испытывали серьезные экономические трудности. Исходя из того, что коренные пороки государственных предприятий устранить нельзя и госсектор в нормальной экономике должен занимать лишь ниши, не выгодные рынку, были разработаны обширные программы приватизации госсобственности. Началась переориентация с кейнсианских позиций, основанных на активной роли государства, на неолиберальные принципы свободного предпринимательства.
Так же читайте:
Факторы развития предпринимательской деятельности
Внешняя торговля
Рыночная экономика
Факторы для успешного функционирования рыночной экономики
0 Комментариев
Вы можете быть первым..