Административный социализм

 

Человек в системе административного социализма — наемный работник, поденщик. Сколько бы его не при­зывали быть хозяином, таковым он не станет, пока не произойдут соответствующие изменения в экономических отношениях. Материальные стимулы действуют тем силь­нее, чем ближе человек стоит к собственности. Есть глу­бокий смысл в словах: собственность должна быть соб­ственной (хотя и звучит это несколько тавтологически). Иначе говоря, эффективное функционирование экономи­ки требует персонификации собственности. Наиболее полно этому правилу соответствует трудовая частная собственность. Она соединяет в одном лице хозяина и работника. Хозяин, получая, в отличие от простого ра­ботника, доход на собственность, в одинаковой степени заинтересован в экономии как прошлого, так и живого труда.

Монолит государственного имущества должен быть «раздроблен». Чтобы избавиться от идеологизации про­изводства, от конъюнктурного влияния политики на эко­номику, необходимо большую часть хозяйства отделить

от государства. Народное хозяйство должно развиваться по экономическим законам, суть которых составляют ма­териальные интересы людей.

Важно правильно определить рамки государственно­го сектора. Его наибольшая эффективность проявляется в сфере некоммерческих и социальных структур: финан­сирование фундаментальных исследований, образование, здравоохранение, охрана общественного порядка. В ве­дении государства, задача которого—решать проблемы макроэкономического уровня, должны находиться пред­приятия оборонных отраслей, железнодорожный транс­порт, связь и некоторые другие отрасли.

(В экономике западных стран государственный сектор играет заметную роль в инфраструктуре, финансовой сфере, в некоторых отраслях промышленности). По дан­ным статистического комитета Европейского центра го­сударственного предпринимательства, на государствен­ных предприятиях стран ЕЭС во второй половине 80-х гг. работало более 11% занятых в народном хозяйстве, ими производилось свыше 13% продукции предприниматель­ского сектора экономики, валовые капиталовложения в основные фонды составляли около 21% капиталовложе­ний всех предприятий (без сельского хозяйства и нето­варных услуг), интегральный оценочный показатель (средняя арифметическая этих данных) равнялся 15,3%, или примерно 1/6 экономики стран Европейского сооб­щества.

В 80-х гг. многие как развитые, так и развивающиеся страны испытывали серьезные экономические трудности. Исходя из того, что коренные пороки государственных предприятий устранить нельзя и госсектор в нормальной экономике должен занимать лишь ниши, не выгодные рынку, были разработаны обширные программы прива­тизации госсобственности. Началась переориентация с кейнсианских позиций, основанных на активной роли го­сударства, на неолиберальные принципы свободного предпринимательства.

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.