Удовлетворенность трудом. Мотивация работников

 

Существуют различные факторы (мотивы), которые в той или иной степени могут влиять на удовлетворенность трудом. Это материальное вознаграждение, характер труда, престижность профессии, условия труда, сознание важности и полезности своего труда и др.

Мотивация — побуждение человека или группы людей, у каждого из которых есть свои собственные потребности, к работе по достижению целей организации, достигая в процессе работы и своих целей. Стимул — это внешний побудитель сделать что-нибудь, чтобы достичь чего-то.

Из многих теорий мотивации представляет интерес иерархия потребностей Маслоу. Им обоснованы два принципа: 1) человеческие потребности можно выстроить в иерархическую последовательность; 2) удовлетворенная потребность больше не служит основным мотивирующим фактором.

На нижнем уровне Маслоу поместил физиологические и биологические потребности (дыхание, пища, питье, одежда, жилье, продолжение рода). Они имеют первостепенное значение, пока не удовлетворены. Если удовлетворены в достаточной степени, наиболее важными становятся потребности следующего уровня — безопасности и защищенности В дальнейшем приобретают значимость в мотивации работников последующие уровни — социальные_ потребности и потребности в принадлежности (общение, признание, любовь, дружба, чувство коллективизма), потом потребности уважения (статус, уверенность в себе, оплата, оценка по достоинству, признание), и, наконец, потребность самореализации и самовыражения (достижение собственного потенциала, саморазвитие, рост).

Когда нет возможностей удовлетворить все потребности, удовлетворяются потребности более низкого порядка. Высшие потребности редко удовлетворяются полностью. Со временем потребности могут меняться, поэтому система мотивации должна постоянно приспосабливаться к ним. Метод “кнута и пряника” уже не будет очень эффективным, если работник поднимается выше прожиточного минимума. Мотивация работников умственного труда, менеджеров, в основном, будет зависеть от удовлетворения потребностей верхнего уровня. К.Френсис так пишет: Вы можете купить время человека… физическое присутствие человека на рабочем месте… дозированное количество квалифицированных мышечных движений в час или день, но вы не сможете купить инициативу. Вы не сможете купить преданность. Вы не сможете купить преданность сердец, умов, душ. Вы должны все это заслужить”. Данное высказывание предлагает рассматривать

мотивацию как нечто большее, чем применение некоторых средств или методов стимулирования повышения производительности. Это философия или образ жизни, основанные на потребностях и желаниях работников. Этой философией должна проникнуться вся организация, начиная с высшего руководства, и создать такую атмосферу, в которой все работники смогут реализоваться как индивидуальности для решения задач повышения результативности. Примером такого подхода могут служить многие японские предприятия.

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.