Неформальная структура коллектива

 

В любой организации помимо официальной структуры возникает неформальная (неофициальная) структура. Между людьми протягиваются невидимые нити, которые невозможно отразить штатным расписанием или показать на организационно-управленческой схеме. Эти отношения могут оказаться более влиятельными, чем формальные отношения.

Между людьми возникает или психологическая близость (симпатия, уважение, дружба), помогающая работе коллектива, или отрицательные эмоциональные отношения (антипатия, неуважение, пренебрежение, вражда) могущие препятствовать успеху дела. Ведь известно, что внутригрупповые конфликты зарождаются в неформальной структуре, затем переходят в сферу формальных отношений, выбивая рабочую группу из нормального русла.

Организация рамками производственных задач не может удовлетворить всю широту интересов людей. Ведь у человека существуют потребности в общении, признании, взаимной симпатии, выявлении общих интересов и увлечений. Это и служит той питательной средой, на которой в производственных коллективах образуются малые неформальные группы. Они состоят, как правило, из 2…5, иногда более человек. Эти люди стремятся к тесным личным контактам не только в деловых вопросах, но и вне работы, сохраняя при этом некоторую замкнутость (психологический барьер) по отношению к другим членам коллектива.

Примером неформальных групп могут служить компании рыболовов, охотников, любителей музыки, спорта, туризма и т.д. Они не нуждаются в какой-то регламентации со стороны администрации, а сами прекрасно решают свои внутригрупповые задачи. И тем не менее, руководитель обязан способствовать деятельности подобных неформальных групп с положительной направленностью:          выделять транспорт, уделять внимание, помогать им

материально, прислушиваться к их нуждам и запросам.

Важнейшим свойством неформальных групп является наличие лидера

— неформального руководителя группы. С его личностью идентифицируется система принимаемых группой норм и ценностей.

Руководитель коллектива должен знать его неформальную структуру, лидеров и через них, устанавливая с ними хорошие деловые отношения, влиять положительно на работу организации.

Встречаются неформальные группы с отрицательной направленностью, у которых выработались нормы, ценности и установки, противоречащие общепринятым нормам. К таким группам относятся любители выпить, расхитители общественной собственности. Они могут свести на нет усилия руководителя по становлению коллектива, налаживанию дисциплины, создают обстановку круговой поруки.

Выявив такую группу, необходимо удалить лидера, после чего она распадется сама собой.

Оптимальным состоянием коллектива будет такое, когда формальная и неформальная его структуры совпадают, т.е. когда официальными руководителями являются самые авторитетные члены группы. В этом случае официальные группы, сохраняя все свои характеристики, одновременно могут обладать лучшими свойствами неформальных групп: теплыми дружескими контактами, дружелюбием и взаимной симпатией, готовностью к содействию и взаимопомощи.

Как воспринимаются существующие в группе нормы и ценности вновь вступающим в группу индивидом? Существует так называемый феномен группового давления или конформизм. Люди бывают конформные и нонконформные.

Конформный человек легко поддается давлению группы, что проявляется в изменении его первоначальных поведения и установок в соответствии с позицией большинства.

Нонконформный человек проявляет независимость суждений, самостоятельность позиции, устойчивость к групповому давлению. Специальные исследования показали, что около 40% участников проиллюстрировали конформное поведение. Все испытуемые утверждали, что мнение большинства “давит” весьма сильно и даже нонконформные люди признались, что противостоять мнению группы очень тяжело.

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.