Установление цен на товары

 

Цена и стоимость. Как же устанавливаются цены? Рыночная цена — это реальная цена, которая установилась на рынке в опре­деленный момент времени. На рынке продаются и покупаются два основных вида товаров: потребительские (хлеб, одежда, мясо и т.п.) и капитальные (машины, оборудование, энергоносители, различ­ные материалы, транспортные средства и т.д.). Формирование цен на потребительские товары мы рассмотрели ранее. Напомним, что равновесная цена устанавливается на рынке в результате конку­рентной борьбы между производителями и взаимодействия спро­са и предложения. Если спрос превышает предложение, то цена растет, если предложение превышает спрос, то цена падает. Это соотношение каждый из нас наблюдает при покупке товаров. Не­трудно видеть, что при такой трактовке установления цены в ее основе лежит величина затрат на производство товара. Но на рынке величина предложения непосредственно зависит от затрат на про­изводство товара: больше затрат — выше цена. На первый взгляд это выглядит совершенно закономерным. Но есть и «но». Нера­дивый работник на единицу продукции будет затрачивать време­ни больше, чем энергичный. По нашей логике цена его товара будет больше. Но это противоречит здравому смыслу. Получает­ся: чем ленивее, тем богаче.

В каждой сделке друг другу противостоят два товара. Ценность одного из них определяется затратами труда, что называется сто­имостью, ценность другого определяется его полезностью, т.е. спо­собностью удовлетворять потребности собственника другого то­вара. На первый взгляд, в обмене сопоставляется несопоставимое: затраты труда и полезность. Поистине парадокс. Парадокс в дан­ном случае — это неожиданное явление, не соответствующее об­щепринятым представлениям. Выдающийся экономист прошло­го века Альфред Маршалл сумел показать, что ничего неестественного в таком подходе нет. Кажущаяся несопостави­мость легко объясняется различиями в интересах покупателя и продавца. Покупатель производит обмен посредством денег, ко­нечно, ради удовлетворения своих потребностей. Продавец заин­тересован получить как можно больше денег за свой товар. Не­трудно видеть, что обмен потерял бы смысл, если бы их интересы совпадали. Например, крестьянин продает зерно, чтобы на полу­ченные деньги купить сельскохозяйственную технику. Один за­интересован в новой технике, другой — в зерне. Каждый из них получит удовлетворение от сделки. Каждый из них останется в выигрыше. Отсюда, в частности, следует, что торговля обоюдовы­годна. Иначе бы ее не было. Заслуга Маршалла не только в том, что он объяснил парадокс, но и в том, что он показал, как разре­шается парадокс к удовлетворению обеих сторон. Но и это не все. В результате взаимодействия обеих сторон, взаимодействия спроса и предложения, а точнее, действий продавца и покупателя, фор­мируется цена, которая получила название РЫНОЧНОЙ, или РАВНОВЕСНОЙ, цены.

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.