Спрос. Предложение

 

Увеличение спроса на товары отмечается сразу всеми произ­водителями. Все хотят получить прибыль за счет увеличения вы­пуска продукции, то есть конкуренция между покупателями при­водит к увеличению спроса. Рост спроса понуждает к развитию производства. Дело в том, что повышение рыночной цены созда­ет благоприятные условия для получения прибыли (увеличивает разницу между продажной ценой товара и величиной издержек на его производство). В итоге возрастает предложение данного товара на рынке.

Что же такое спрос (D) и предложение (S)? Роль их на рынке чрезвычайно велика, поэтому следует изучить ее подробнее.

СПРОС — это количество товаров, которые потребители го­товы купить по определенной цене за определенный период вре­мени. Здесь имеется в виду платежеспособный спрос, который непосредственно зависит от цены. Чем выше цена, тем меньше спрос. Это называется законом спроса. Кроме того, спрос зависит от денежных доходов населения, от ожидаемого повышения или падения цен, от изменений в моде, от наличия на рынке товаров – заменителей, а также от наличия на рынке товаров, которые мо­гут быть использованы лишь в комплексе с другими товарами. Например, дискеты будут покупать, если на рынке продаются маг­нитолы, а для персональных компьютеров необходимо программ­ное обеспечение и т.д. и т.п.

Каковы факторы спроса? Спрос зависит от:

— цены товара (обратная зависимость);

— доходов покупателя. Чем больше доходы, тем больше спрос, который предъявляет покупатель;

— ожиданий покупателя. Если покупатель ожидает поступле­ния на рынок нужного товара, то он, естественно, подождет с его покупкой, справедливо полагая, что за время ожидания цена сни­зится;

— моды. Появление моды, скажем, на молодежную обувь при­ведет к увеличению спроса на нее;

— наличия на рынке товаров-заменителей или дополняющих товаров. Скажем, наличие на рынке компакт-дисков скажется на величине спроса на соответствующие компьютеры и музыкальные центры.

Предложение — количество товаров, которое производи­тели готовы продать по определенной цене за определенное вре­мя. Законом предложения является прямая зависимость между ценой и предложением. При возрастании продажной цены уве­личивается разница между ценой и издержками производства. Отсюда следует, что большее число производителей с высокими издержками может производить данный товар. Следовательно, объем производства его возрастет. Таким образом, главным фак­тором предложения является продажная цена (при неизменном качестве товара). Кроме того, на величину предложения влияют научно-технический прогресс, который определяет величину из­держек, величина налогов, цены на топливо, сырье, материалы, уровень заработной платы работников, наличие взаимозаменя­емых и взаимодополняемых товаров (о них шла речь при рассмот­рении спроса).

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.