Роль конкуренции

 

В то же время на рынке существовала единая цена, которая ус­танавливалась в результате взаимовлияния предложения товаров всех продавцов и спроса всех покупателей. Вмешательство госу­дарства, местной феодальной власти если и было, то весьма не­значительно.

Повторим еще раз: роль конкуренции для функционирования механизма рыночной экономики трудно переоценить, но в то же время она весьма противоречива. Рассмотрим ее положительные и отрицательные стороны.

Негативная роль конкуренции. В ходе конкурентной борьбы часть рыночных агентов не выдерживает натиска со стороны со­перников в том случае, если у тех меньше издержки производства, а значит, они получают возможность снизить цены на продукцию. Полученную прибыль такие предприниматели направляют на раз­витие производства, на его переоснащение, и, следовательно, из­держки у них снова снижаются, что, в свою очередь, ведет за со­бой снижение цены товара. В итоге они завоевывают рынок, а их конкуренты разоряются и покидают рынок, становятся наемными работниками или пополняют армию безработных. Предприятия, которыми они владели, продаются с молотка или приходят в негод­ность, если не находится покупателя. Нередко разорение предпри­нимателя сопровождается личной трагедией. В современных усло­виях как в России, так и в других странах одним из орудий конкурентной борьбы выступают криминальные элементы. Отме­тим: чем крупнее производство, тем жестче конкурентная борьба.

Позитивная роль конкуренции. Во-первых, конкуренция понуж­дает к снижению издержек, увеличению объема продаж и сниже­нию цены товара. Во-вторых, обновляются технические средства, используется новая технология, повышается организация произ­водства. В-третьих, использование новой техники позволяет улуч­шить условия труда, что способствует повышению производитель­ности. В-четвертых, конкуренция неизбежно приводит к вымыванию из производства недостаточно квалифицированных, безынициативных работников, прогульщиков и т.п.

Возникает вопрос: каким именно образом конкуренция воз­действует на поведение каждого участника рынка?

Выделим наиболее существенные моменты.

Чтобы удержаться на рынке, нужно развивать производство, выгодно покупать товары: потребительские и капитальные. Ка­питальные — чтобы расширять производство, используя благопри­ятный момент, и получать прибыль. Потребительские — всемерно расширять производство ради прибыли.

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.