Равновесная цена

 

Итак, на рынке встречаются продавец и покупатель, каждый со своей предполагаемой ценой. Какая же цена установится на рынке, какая цена будет приемлемой одновременно для всех по­купателей и продавцов? Эту цену принято называть рыночной, или равновесной, ценой. Разберемся с этим вопросом подробнее.

На рынке установилась единая цена РЕ. Она устраивает покупа­телей и продавцов. Предположим, что в силу каких-то причин цена уменьшилась до величины Ра. В этом случае образуется разрыв меж­ду спросом и предложением: спрос превысит предложение, и цена начнет расти. Она поднимется до уровня цены равновесия Ра, то есть вернется в прежнее положение равновесия — в точку Е.

На этот момент следует обратить особое внимание. Ситуация на рынке вернулась в прежнее положение без постороннего вме­шательства. В теории это принято называть саморегулированием.

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ – ВАЖНЕЙШЕЕ СВОЙСТВО РЫНОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА. Но надо иметь в виду, что саморегулирование производства и реализации со­зданного продукта существуют лишь тогда, когда не действуют силы, препятствующие свободной конкуренции, свободному движению капиталов, когда предприниматель свободен в реше­нии вопросов: что и сколько производить? как производить? и для кого производить?

Из сказанного становится ясно, что рыночная экономика мо­жет многое, очень многое. Главное — она может обеспечивать раз­витие производства в растущих масштабах на основе использова­ния достижений технического прогресса, наиболее полно удовлетворять потребности общества. Но она не всемогуща. Она не может справиться с инфляцией, не может перебороть бедность, не может излечить производство от кризисов.

Свободный рынок и монополия. Крупные и сверхкрупные пред­приятия и фирмы используют эффект масштаба, снижая издерж­ки производства и относительно быстро наращивая выпуск про­дукции. Погоня за прибылью в условиях рынка свободной конкуренции неизбежно ведет к созданию новых крупных и сверх- крупных предприятий и фирм, т.е. к концентрации и централиза­ции производства, на основе которых возникают фирмы-моно­полии. Возникновение фирм-монополий кардинальным образом меняет характер рынка: из рынка со свободной конкуренцией он превращается в рынок несвободный, неконкурентный.

Следует обратить внимание, что на рынке с господством мо­нополии конкуренция развита достаточно сильно и широко, она более острая сравнительно с конкурентным рынком, хотя такой рынок называется неконкурентным. Главной целью монополий является получение высокой прибыли. Вместе с тем, для сохране­ния и упрочения своего положения монополии предпринимают значительные усилия, дабы создать договоренность с государ­ственными органами. Это позволяет им участвовать в обсуждении новых законопроектов в парламенте страны, тормозить принятие законов, затрагивающих их интересы.

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.