Приватизация в России

 

В России приватизация стала важнейшим направлением фор­мирования рыночной системы. Указ о ваучеризации появился в августе 1992 г. Это предполагало широкое акционирование пред­приятий. Государство установило значительные льготы трудовым коллективам. Были установлены три типа приватизации:

первый — трудовые коллективы получили право на приобре­тение бесплатных именных привилегированных акций в размере 25% уставного капитала. На 10% уставного капитала продавались простые акции со скидкой 30% от номинала и с рассрочкой упла­ты до 3 лет (первоначальный взнос — в размере не менее 55%);

второй — все члены трудового коллектива получают право на простые акции в размере 51% уставного капитала, но без льгот;

третий — инициативная группа, т.е. лица, ответственные за приватизацию, получили право на приобретение 20% по номина­лу простых акций. В данном случае «по номиналу» означает, что по цене, указанной на акции. Простые акции дают право голосо­вания.

С появлением ваучеров начали действовать специальные ин­вестиционные фонды приватизации, которых было мало в других странах, осуществляющих приватизацию. Чековые инвестицион­ные фонды были призваны выполнять следующие функции: во- первых, мобилизовать ваучеры собственных акций; во-вторых, ин­вестировать ваучеры в ценные бумаги (акции приватизированных предприятий); в-третьих, осуществлять спекуляцию, т.е. куплю- продажу ваучеров.

Одной из главных причин того, что приватизация не выпол­нила поставленные перед ней задачи, была бедность населения. У основной массы населения не было достаточно средств для при­обретения ваучеров и, соответственно, акций, чтобы доход с них являлся весомым фактором личного обогащения. В то же время нельзя отрицать, что в России все же сформировался класс част­ных собственников. Это имело принципиальное значение для страны, ибо изменилась ее социальная структура. Строго говоря, Россия превратилась в страну с рыночной экономикой и частной собственностью, что открыло дорогу для иностранных инвести­ций. Правда, до сих пор в нашей стране не созданы необходимые условия для этого. Иностранные инвестиции недостаточно защи­щены законодательно. Иностранных инвесторов зачастую отпу­гивает постоянное изменение законов, а также существовавшая долгое время возможность местных властей вносить свою «лепту» в законодательство по хозяйственным вопросам. Естественно, что иностранных инвесторов это ни в коей мере не могло устроить. В настоящее время в ходе укрепления российской государственно­сти местные органы власти вынуждены действовать в соответствии с федеральным законодательством. Прежде в некоторых субъек­тах федерации существовали десятки законов, отличных от зако­нов Российской Федерации.

В нашей стране, как и в большинстве стран мира, есть так на­зываемая «теневая», иначе говоря, криминальная экономика, ус­пехи в борьбе с которой пока еще скромные. Криминальная эко­номика наносит значительный вред становлению рыночной экономики в России. Эта опасность тем более существенна, по­скольку идет интернационализация криминальных структур. Од­нако не следует делать вывод, что с национальной и внутренней

криминальными структурами справиться невозможно. В последнее время правоохранительные органы разных стран объединяют свои усилия в борьбе с криминалом. В качестве примера можно указать на усиление деятельности Интерпола, на развитие контактов меж­ду Министерством внутренних дел Российской Федерации и Фе­деральным бюро расследований США. Представляется, что наи­больший эффект в этой борьбе дает экономический и банковский контроль, ибо криминальные деньги пока свободно движутся че­рез государственные границы и через банковские учреждения раз­личных стран.

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.