Несовершенная конкуренция

 

До сих пор мы рассматривали ры­нок в состоянии свободной конкуренции, когда каждый его учас­тник свободен в принятии решений: что производить, какими ме­тодами производить, для кого производить. Но на практике большей частью мы сталкиваемся с ситуацией, когда этой свобо­ды нет, а имеет место несвобода, а именно — монополия отдель­ного производителя: крупная фирма или группа фирм могут дик­товать всем участникам рынка свою цену, свои условия производства и продажи. Возникает вопрос: каким образом одна крупная фирма, которую называют монополистом («монос» — «один», «полео» — «продаю»), может выступить против всех от­носительно небольших фирм, каким образом она обеспечивает свое господство? Способов обеспечения господства много — это промышленный шпионаж, подкуп работников фирмы-конкурента и многое другое. Главным способом все же является снижение из­держек производства и реализации, а на этой основе — снижение цены одного изделия и возможность изменять объем выпуска про­дукции. Обладая возможностью изменять объем производства и снижать цены, фирма-монополист регулирует в своих интересах величину предложения данного товара на рынке и, следователь­но, воздействует как на соотношение спроса и предложения, так и на цену товара. Подобная деятельность монополии разрушает свободную конкуренцию и свободный рынок.

Государство и свобода на рынке. Свобода деятельности продав­цов на рынке существенно ограничивается государством, когда оно вводит налоги, устанавливает условия производства и продажи. Последнее имело место еще в феодальном обществе, когда мест­ные властители ограничивали вход и выход на рынок, устанавли­вали продолжительность ученичества и многое другое. Это позво­ляет сделать вывод, что в полной мере свободного рынка нет в настоящее время и не было ранее. Можно предположить, что его не будет никогда. Зачем же тогда его исследовать? Очевидно, для того, чтобы более полно изучить рыночную экономику и разраба­тывать такую экономическую политику государства, которая со­действовала бы свободе и несвободе, т.е. принудительному регла­ментированию экономики.

Что же в экономической теории понимается под «свободой»? Под «свободой» понимается возможность каждого производите­ля выпускать те товары, которые он считает выгодными и для себя. Таким образом, свобода производителя есть возможность самому участнику рынка посредством сложных или простых расчетов ре­шать вопрос: что ему выгодно, а что невыгодно. В годы советской власти этот вопрос решали государственные органы — Правитель­ство, Госплан, Государственный комитет по ценам и другие орга­ны. Во многих случаях, так как они не считались с интересами про­изводителей и потребителей, решали эти вопросы неправильно, неэффективно, что приводило к колоссальным потерям для про­изводителей и всего национального хозяйства. Суть дела не в том, располагали или нет государственные органы соответствующей информацией или не располагали. Главное в том, что решение на­вязывалось производителям и покупателям (покупать или нет), не формировалось в результате экономических сопоставлений: «вы­годно — невыгодно» в ходе конкурентной борьбы.

Конкуренция и свобода не противостоят друг другу, а дополня­ют друг друга. Более того, они не могут существовать друг без друга.

Что же представляет собой предложение? Это намерение, же­лание продавца-производителя реализовать свой товар по опре­деленной цене, в определенном количестве. Намеченная продав­цом цена должна быть равна или больше затрат на производство данного товара, иначе он потерпит убыток и сделка для него не будет иметь смысла.

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.