Главная »
Несовершенная конкуренция
До сих пор мы рассматривали рынок в состоянии свободной конкуренции, когда каждый его участник свободен в принятии решений: что производить, какими методами производить, для кого производить. Но на практике большей частью мы сталкиваемся с ситуацией, когда этой свободы нет, а имеет место несвобода, а именно — монополия отдельного производителя: крупная фирма или группа фирм могут диктовать всем участникам рынка свою цену, свои условия производства и продажи. Возникает вопрос: каким образом одна крупная фирма, которую называют монополистом («монос» — «один», «полео» — «продаю»), может выступить против всех относительно небольших фирм, каким образом она обеспечивает свое господство? Способов обеспечения господства много — это промышленный шпионаж, подкуп работников фирмы-конкурента и многое другое. Главным способом все же является снижение издержек производства и реализации, а на этой основе — снижение цены одного изделия и возможность изменять объем выпуска продукции. Обладая возможностью изменять объем производства и снижать цены, фирма-монополист регулирует в своих интересах величину предложения данного товара на рынке и, следовательно, воздействует как на соотношение спроса и предложения, так и на цену товара. Подобная деятельность монополии разрушает свободную конкуренцию и свободный рынок.
Государство и свобода на рынке. Свобода деятельности продавцов на рынке существенно ограничивается государством, когда оно вводит налоги, устанавливает условия производства и продажи. Последнее имело место еще в феодальном обществе, когда местные властители ограничивали вход и выход на рынок, устанавливали продолжительность ученичества и многое другое. Это позволяет сделать вывод, что в полной мере свободного рынка нет в настоящее время и не было ранее. Можно предположить, что его не будет никогда. Зачем же тогда его исследовать? Очевидно, для того, чтобы более полно изучить рыночную экономику и разрабатывать такую экономическую политику государства, которая содействовала бы свободе и несвободе, т.е. принудительному регламентированию экономики.
Что же в экономической теории понимается под «свободой»? Под «свободой» понимается возможность каждого производителя выпускать те товары, которые он считает выгодными и для себя. Таким образом, свобода производителя есть возможность самому участнику рынка посредством сложных или простых расчетов решать вопрос: что ему выгодно, а что невыгодно. В годы советской власти этот вопрос решали государственные органы — Правительство, Госплан, Государственный комитет по ценам и другие органы. Во многих случаях, так как они не считались с интересами производителей и потребителей, решали эти вопросы неправильно, неэффективно, что приводило к колоссальным потерям для производителей и всего национального хозяйства. Суть дела не в том, располагали или нет государственные органы соответствующей информацией или не располагали. Главное в том, что решение навязывалось производителям и покупателям (покупать или нет), не формировалось в результате экономических сопоставлений: «выгодно — невыгодно» в ходе конкурентной борьбы.
Конкуренция и свобода не противостоят друг другу, а дополняют друг друга. Более того, они не могут существовать друг без друга.
Что же представляет собой предложение? Это намерение, желание продавца-производителя реализовать свой товар по определенной цене, в определенном количестве. Намеченная продавцом цена должна быть равна или больше затрат на производство данного товара, иначе он потерпит убыток и сделка для него не будет иметь смысла.
Так же читайте:
Типы предпринимателей
Необходимые знания каждого менеджера
Наемный персонал корпорации
Строительство малых предприятий
0 Комментариев
Вы можете быть первым..