Монополии

 

Экономическая история знает следующие виды монополий:

Естественные монополии — к ним относятся сверхкрупные фирмы, в собственности которых находятся редкие и практи­чески невоспроизводимые ресурсы: месторождения полезных ископаемых — газа, нефти, меди, полиметаллических руд, ре­гионы мирового океана, богатые рыбой, водные пути, земель­ные участки с уникальными свойствами (например, высокопло­дородные или пригодные для выращивания винограда, кофе, бананов и т.п. и т.д.). В России имеется значительное число ес­тественных монополий, к которым относятся компании, вла­деющие месторождениями нефти и газа (Газпром), Министер­ство путей сообщения (железные дороги) и другие.

Искусственные монополии — к ним относятся крупнейшие ком­пании, сосредоточившие в своих руках (являются собственника­ми) производство и реализацию — или только производство, или только реализацию — какого-то продукта.

В экономике промышленно развитых стран первую скрипку играют так называемые олигополии.

Олигополия — это несколько крупных фирм, обычно 3—4, кон­тролирующих отдельную отрасль. В России олигополии имеются в нефтяной промышленности, в металлургии, в автомобильной и ряде других отраслей промышленности.

Широко известны олигополии в американской автомобиль­ной промышленности. Это «Дженерал моторе», «Форд», «Крайс­лер». Они контролируют более 90% производства автомобилей США.

Рассказ о монополиях и олигополиях будет неполным, если не показать их роль в национальной экономике каждой страны. Вначале отметим, что роль этих гигантов промышленности про­тиворечива: они тормозят экономическое развитие страны и од­новременно способствуют экономическому росту. Положительная роль монополий и олигополий, во-первых, состоит в том, что они

являются основными звеньями экономики: огромные масштабы их производственных мощностей делают их устойчивыми во вре­мя кризисных падений производства, тормозя сокращение объе­ма выпуска продукции. В такой ситуации они становятся своеоб­разным барьером против экономических кризисов, против безработицы. Во-вторых, многие из крупнейших фирм являются транснациональными корпорациями и способствуют развитию торговых отношений между странами и миграции (движению) капиталов между странами, что в свою очередь способствует фор­мированию единого мирового хозяйства. В-третьих, фирмы-ги­ганты в состоянии обеспечивать большие масштабы и значитель­ные сроки проведения научно-исследовательских работ, ассигнуя на это большие средства, способствуя высокой конкурентоспособ­ности продукции на мировом рынке. Большие масштабы произ­водства в сочетании с использованием самой современной техни­ки влияют на динамику производства, на выпуск новых видов продукции, что крайне важно в конкурентной борьбе. В-четвер­тых, располагая крупными средствами, монополии и олигополии в состоянии организовать подготовку и переподготовку кадров, без чего невозможен технический прогресс. В-пятых, более высо­кая заработная плата на крупнейших предприятиях привлекает наиболее квалифицированные кадры. И наконец, большим фир­мам легче привлечь иностранные инвестиции, что также способ­ствует экономическому развитию как отдельных фирм, так и на­ционального хозяйства в целом.

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.