Консультации и обучение. Несколько полезных советов

 

Одна из первейших обязанностей руководства — по­заботиться о профессиональном обучении. Полузнай­ки дорого обходятся. Старая истина: сколько платишь, столько и получаешь. Необходимость обучения не оспа­ривается никем. Ключевой вопрос — как обучать с эф­фективной отдачей.

Мой опыт показывает, что взрослые люди, как прави­ло, не приходят в восторг, когда им предлагают проф­подготовку. Возможно, такое предубеждение связано с воспоминаниями о днях, проведенных в школе или в колледже, когда иные преподаватели любили дать по­нять ученику, что он мало смыслит в их предмете, осо­бенно по сравнению с ними самими. А поскольку мы все вкладываем наше “я” и нашу самооценку в исполняе­мую работу, любая ситуация, которая, как нам кажется, грозит поколебать хотя бы одну из этих двух важнейших ипостасей нашей личности, в лучшем случае не вызыва­ет у нас энтузиазма. Между тем, чем с большим энтузи­азмом мы идем на занятия, тем больше пользы из них извлекаем. В этом и заключается одна из главных про­блем, стоящая перед теми, кто обучает взрослых людей.

С годами у меня выработался ряд приемов, помогаю­щих освобождаться от “охов-вздохов” на занятиях и се­минарах, увеличивая при этом вероятность того, что обу­чение даст должные плоды.

Прежде всего обучаемого нужно подвести к тому, чему его будут учить. Это не только помогает уяснить ему само­му недостаток в знаниях, но и засеивает исподволь цен­ными семенами чувства соучастия, совладения и при­ятия. Пусть учебная часть или руководство и без того знают, чему нужно учить, но ничто не может заменить ощущения, возникающего у самого обучаемого, когда он, будучи спрошенным, сам говорит: “Если бы мне пришлось составлять для себя программу, которая сделала бы меня более эффективным работником, я включил бы в нее…”.

Первый шаг к обучению — это уяснение самим человеком того факта, что ему необходимо учиться, что ему недостает знаний и умений. Доктор Курт Левин называет этот процесс “размораживанием” — термином, с которым мы уже имели дело в пятой главе. Мне приходят на память слова, сказанные одним древним мудрецом: “Понять, в чем ты глуп — значит уже стать наполовину умнее”.

Вторая заповедь для преподавателя, желающего достичь успеха, гласит: обучение должно быть практическим. А это значит, что обучаемых следует активно вовлекать в ролевые игры, сценки и учебные проекты, чтобы они постоянно практиковались в получаемых навыках и обретали уверенность в себе. Взрослые люди, как прави­ло, придают большое значение своему так называемому реноме и весьма неподатливы, а потому, вернувшись на рабочее место, вряд ли будут спешить с использованием новых методов в отношениях с подчиненными и колле­гами, боясь осечек. Вот почему, проводя семинары, мы всегда подчеркиваем, что находимся в “эксперименталь­ной камере-изоляторе”. В изоляторе можно опробовать любые навыки, не опасаясь, что неизбежные оплошнос­ти и “ляпы” кому-нибудь нанесут урон. Мы “натягиваем сетку”, предохраняя участников семинара и помогая им пройти через “смутный период”. Тут очень важно, что­бы обучаемый освоил навыки, но крайне опасно, если они преждевременно усвоят, что они уже их освоили. И поэтому мы создаем обстановку эксперимента и даем им возможность практиковаться.

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.