5 ступеней обучения менеджменту

 

В любой эффективной учебной программе есть пять основных ступеней. Большинство менеджеров знают их назубок, и мне хотелось бы, чтобы вы твердо усвоили, почему так важно знать эти ступени. Кроме этого я счи­таю необходимым предостеречь вас, указав на “ямы и ухабы”, которые встречаются на пути неопытного пре­подавателя.

Ступень 1 — Разбивайте любую работу на более мел- ие задания и ведите обучение на уровне заданий. Все, что связано с заданием, обучаемому должно быть рас­сказано самым подробным образом: кто, что, где, кого, ак и почему. “Рассказано” предполагает одностороннюю норму общения — рассказываете вы один. Тут нас подстерегает первая “яма”. Я имею в виду, что рассказывать обучаемым нужно на понятном им языке. Если вы имеете дело с новичками, необходимо начинать обучение, потребляя общепринятые выражения. Затем вы обучите х терминам, которыми пользуются в вашей организации, разъясняя одновременно все, необходимое для вы­полнения задания.

Ступень 2 — покажите обучаемому, как надлежит вы­полнять задание. Желательно, чтобы при этом обучае­мый и обучающий сидели рядом, бок-о-бок, тогда визу­альные указания направлений (лево-право) не будут пере­путаны из-за того, что люди сидят за столом с противо­положных сторон — напротив друг друга. Я настоятель­но рекомендую обучающему лично показывать, как выполняется задание. Личный пример творит чудеса, за­воевывая вам доверие и влияние. Истинно великие на­ставники всегда практикуются в навыках “за сценой". Они дорожат уважением к себе со стороны учащихся.

Еще одна “яма”, в которую легко угодить, — это по­путно брошенное: “Ну, это совсем просто, тут вообще нечего делать”. Да, вы сказали правду: это на самом деле просто — после того, как было проделано сотни раз. Уверен, такого рода слова произносятся с благой целью подбодрить новичка. Тем не менее утверждение это ложно по отношению к новичку, ведь он это задание ни разу не выполнял. И если обучаемый испытывает страх оказать­ся неумелым, что вполне естественно, то он смущается еще больше — ведь сказано, что задание “совсем про­стое”. Вывод: воздержитесь от комментариев, которые могут вселить в обучаемого несбыточные надежды. Будь­те честны и не забывайте об избитой истине: “зеленому” новобранцу все сложно. Поднаторевшие в деле работни­ки, как правило, предпочитают не помнить, как туго им приходилось в их первые дни, когда любое задание каза­лось сложным, а успехи и самооценка были низкими. Но хорошие наставники помнят, какие мысли и чувства, какая неуверенность одолевали их в первый рабочий день, помнят даже много-много лет спустя.

Ступень 3 — Дайте обучаемому самому выполнить за­дание. Будет, пожалуй, полезно если он (или она) перед тем, как приступить к выполнению, расскажет обучаю­щему, что собирается сделать. Это позволит наставнику предотвратить те особенно болезненные “ляпы”, когда самооценка новичка еще очень неустойчива, а самолю­бие весьма уязвимо. Руководите его действиями в пер­вый раз — чтобы он выполнил задание правильно. В от­дельных случаях попросите сделать все вдвое медленнее: это даст вам возможность внимательно следить за его действиями; ему же обеспечит моральный стимул, осо­бенно если выполнить задание с положенной скоростью ему пока не по плечу; ведь скорость приходит только с уверенностью в себе и профессионализмом. Пусть тре­нируется в выполнении задания до тех пор, пока не по­чувствует, что овладел им полностью. И еще один при­ем, который я применяю, чтобы помочь обучаемому ов­ладеть тренируемым навыком, если он (или она) пони­мает задание, но не уверен в себе. В таких случаях я предлагаю ему взять на себя роль учителя и обучить меня

— ученика, как справиться с данным делом. Перемена ролей, как правило, стимулирует уверенность в себе и повышает самооценку.

Ступень 4 — Внимательно наблюдайте за обучаемым, следите, не появится ли у него в глазах или на лице вы­ражение смятения или нервозности. Постарайтесь не выказывать собственного состояния и будьте внешне спокойны, ведь если обучаемый заметит, что вы нервни­чаете, сам он станет нервничать вдвойне. Будьте внима­тельны к “добрым вестям” — к тому, что получилось хо­рошо. Хвалите за успехи сразу и как можно чаще. Не говорите: “В основном все в порядке, только в конце что- то не заладилось”. Лучше так: “Для первого раза — прекрасно, попрактикуйтесь еще, чтобы убрать заусени­цы”. Я не в состоянии дать вам на все случаи исчерпы­вающий рецепт, как быть настоящим учителем, но могу и хочу содействовать зрелому, чуткому и профессиональ­ному подходу к нашему делу.

Ступень 5 — Обеспечьте обратную связь. Любой ус­пех — даже крошечный — относите на счет обучаемого, но львиную долю вины за его (или ее) ошибки берите на себя. “Если ученик не научился, значит учитель не на­учил” — это сказал человек куда мудрее меня, один из величайших наставников из тех, кого я знал. Когда я спотыкался, он говорил: “Верно, я недостаточно толко­во вам это объяснил; попробую еще раз”. И это всегда помогало мне выучиться делу куда больше, чем когда мне словами или без слов давали понять: “Экая ты, парень, бестолковщина”.

 
 
 

    Так же читайте:


 
 

0 Комментариев

Вы можете быть первым..

 
 

Оставить комментарий

 

Вы должны быть авторизированны что бы оставить комментарий.